Архитектор Алина Щербакова
Как это часто бывает, решение, а в этом случае было решено сделать витражный купол-плафон, выросло из ситуации на объекте. Квартира заказчика, ценителя антиквариата, расположилась в мансарде реконструированного дома на Тверской. Мансарда имела двускатную кровлю, что во многом предопределило будущее решение. На месте будущего плафона красовались открытые металлические конструкции, а сбоку под потолок торчала одинокая несущая колонна, все это предстояло обыграть, – говорит Алина Щербакова
Архитектор Алина Щербакова, плафон – студия «Александрия», колонна - «Скульптурная мастерская Игоря Мошкина»
Стало очевидно, что проблему надо решать комплексно: что-то придумать с колонной и, разумеется, потолком. Все началось с колонны… У нее есть великолепный «прототип» - фасадные колонны исключительно любопытного здания на Гоголевском бульваре, выполненного в псевдо-русском стиле. Множество раз проезжая мимо этой постройки, я любовалась решением этих колонн, красота которых заключалась не в капители, не в каннелюре, а в самой резьбе, покрывавшей ствол. Так родилась идея сделать нашу колонну резной, акцентной, оправданно самодостаточной… И через некоторое время она появилась - одинокая, сама по себе, рельефная резная колонна. Идею великолепно реализовал Игорь Мошкин «Скульптурная мастерская Игоря Мошкина»
Архитектор Алина Щербакова, плафон – студия «Александрия», колонна - «Скульптурная мастерская Игоря Мошкина»
Определившись с обликом колонны, я обратилась к потолку, в который колонна упирается… Понимание, что упираться ей лучше в плафон, пришло совершенно естественно, как и то, что облик этого плафона должен стать своеобразным продолжением декорированного ствола. Так мотив купола буквально вырос из лепнины и потому оказался органичным.
Архитектор Алина Щербакова, плафон – студия «Александрия», колонна - «Скульптурная мастерская Игоря Мошкина»
Над проектированием, изготовлением и монтажом плафона работала Студия «Александрия». Задача была сформулирована так: выполнить плафон сложной формы – яйцеобразный. Витраж требовалось выполнить в трёх плоскостях, с изменяющимся радиусом. Для выполнения этой задачи мастерам студии «Александрия» пришлось делать специальную большую композитную форму – «фанера + папье-маше», и прямо на ней выкладывать и спаивать витраж.
Рисунок специально был выбран чёткий, классический: витраж, как достаточно сильный сам по себе декоративный элемент, не должен был «перетягивать на себя одеяло», т.е. отвлекать внимание от декора колонны. Если бы рисунок был более насыщенным, уникальная форма купола читалась бы менее активно.
В качестве основы витражного купола-плафона мастера «Александрии» выбрали сульфидное молочное стекло. Мы предпочли использовать не равномерно-окрашенное белое - это смотрелось бы слишком плоско и просто, а стекло с едва заметной волокнистой внутренней структурой.
Это обеспечивает дополнительную игру света, что так важно для витражей с искусственной подсветкой. В качестве «изюминки» в витраже использовались вставные элементы: линзы из опалового стекла.