Модерн – художественный стиль в искусстве рубежа XIX-XX веков. Свое название стиль получил от английского modern – «современный». Стиль охватил все виды пластических искусств – живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, но наиболее ярко проявился модерн в интерьере.
Модерн назван «международным» стилем. Универсальность его главных черт, популярность международных выставок, которые способствовали его распространению, а так же широкомасштабное промышленное производство рубежа XIX-XX столетий – все привело к скорейшему распространению эпохи модерна, имевшего в странах Европы свои названия. В России стиль назывался «модерн», в Англии – «модерн» и «либерти», во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендштиль», в Италии – «стиль флореаль».
Репутацию модерна как «международного» стиля поддерживали огромные коммуникативные возможности этого времени: художественные издания, выставки, а так же путешествующие художники и искусствоведы распространяли по миру идеи, модели образцы и формы нового стиля. В первую очередь, модерн получил распространение в дорогих предметах обстановки – фарфоре, стекле, хрустале и художественной бронзе.
Характерными чертами интерьера в стиле модерн стали плавные текучие формы, специфическая орнаментальность с использованием волнистых линий и «флоральных» мотивов.
Интерьеры в стиле модерн тяготеют к природным, органическим формам. Им свойственен уход от прямых углов и копирование очертаний лестниц. Самые распространенные орнаментальные и изобразительные мотивы – водные растения, лебеди, извивающиеся ящерицы и змеи, мотив волны, танца, а так же образ женщины с распущенными волосами.
Интерьеры в модерне имеют такие отличительные черты как ансамблевость, целостность и художественность. Ведь в основе эстетики модерна лежала идея создания единой художественно оформленной бытовой среды. Здесь все было важно: от самой идеи сотворения прекрасного ради преобразования жизни красотой до дверной ручки как эстетического средства, выражающего эту красоту.
Особую роль в интерьерах в модерне играет декоративное стекло, воплощающее образ призрачной границы между мирами. Исторически, огромные витражи создавали своего рода декорации из цветного стекла в частных интерьерах, в общественных зданиях витражи размещались в окнах зданий. Витражныими вставками украшали шкафы и буфеты. Именно в эпоху модерна началось массовое изготовление витражей.
В интерьерах в модерне неизменно присутствует декоративная живопись. Излюбленные образы цветов, растений, морской волны переносятся с тканей на рисунки обоев и воплощаются в формах меблировки и светильников.
Заказчики архитектора Ольги Сурковой – молодая семейная пара двадцати с небольшим лет – оказались большими любителями и ценителями старины и для своей новой московской квартиры они выбрали стилистику модерна. Однако делать помпезную, плотно декорированную реплику исторического интерьера автору проекта совсем не хотелось, и она предложила облегченный вариант роскошного стиля.
«В квартире площадью 100 кв. м мы стремились соединить парадность и современные представления о комфорте, поэтому убрали чрезмерную пышность и оставили лишь дух, образ Серебряного века: мятную цветовую гамму, плавные текучие линии, цветочную орнаментику… Сделали современный по своей сути интерьер с точно дозированными декоративными элементами в стиле модерн и ар-нуво», - отмечает автор проекта.
Архитектору Татьяне Снежкиной достался в работу удивительный объект – большая квартира, расположенная в доходном доме на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, который является памятником архитектуры начала ХХ века. Дом в стиле модерн был построен архитектором А. Ф. Барановским незадолго до Октябрьской революции. Квартира, которую приобрели заказчики Татьяны, имела прекрасную планировку с роскошным полукруглым эркером и оригинальным, «родным» декором.
Правда, эффектное пространство, а также гипсовая лепнина, два керамических камина и печь Ракколаниокского гончарного завода находились в плачевном состоянии. «Нам досталась классическая запущенная петербургская коммуналка, но с огромным потенциалом, - вспоминает архитектор. – Мы кропотливо расчистили поздние советские наслоения, убрали перегородки и максимально достоверно восстановили парадный исторический интерьер в старом фонде Петербурга».
Большие ценители и знатоки старомосковских интерьеров, плотных, детально проработанных, верных исторической традиции архитекторы бюро «ND Студия» оформили квартиру для ученого-геолога, преподавателя МГУ, влюбленную в антиквариат и бережно хранящую старинные предметы, доставшиеся еще от бабушек. С помощью аутентичных деталей, предметов из коллекции заказчика и авторских изделий они создали интеллигентный интерьер – профессорскую квартиру, отражающую жизнь семьи.
Квартира в одном из особняков Нового Арбата задумывалась как подарок отца старшему сыну, который на тот момент учился за границей. При первой встрече он четко сформулировал задачу: создать настоящий мужской интерьер с брутальными фактурами, крупными формами, обилием темного дерева и акцентами синего цвета. Фундаментальность и респектабельность – вот те эмоции, которые он должен был вызывать.
Для молодой семейной пары, коренных петербуржцев, декоратор Марина Дьячкова спроектировала квартиру в выразительной и причудливой стилистике ар-нуво. Воспитанным среди подлинных памятников искусства заказчикам были близки парадные исторические стили, подробные, с индивидуальными авторскими деталями, чья ценность со временем только возрастет.
Поэтому в интерьерах они решили соединить пышность дворцовой стилистики (в спальнях) с изысканностью модерна (в общественных помещениях).
Интерьер московской квартиры в жилом комплексе у воды выполнен в традициях начала ХХ века. Арочные проемы в стиле модерн, ручная роспись, мебель и паркет из древесины вишни, мозаичные ковры, лепной декор из гипса, набивные ткани и текстильные обои – все отсылает к аристократическим классическим интерьерам.
«На создание этого проекта нас вдохновил вид из окна, - рассказывают авторы проекта декораторы Ольга Щербакова и Юрий Зубенко. – Окна общих помещений обращены на Москву-реку, которая красиво сияет на свету. Чтобы поддержать эту мерцающую жемчужно-бирюзовую гладь в интерьере, мы предложили оформить полы панно из серебристой мраморной мозаики со вставками смальты цвета белого золота, и связать интерьер с роскошным пейзажем».
Заказчики обратились к дизайнеру Юрию Хайкову с готовым проектом загородного особняка площадью 1600 кв. метров и поставили задачу адаптировать его под их образ жизни и создать эффектную декорацию в стиле модерн. Авторские индивидуальные изделия из дерева, кованого металла, витражного стекла должны были стать основой исторического сюжета подробного и декоративно наполненного интерьера.
В процессе работы корректировки потребовались не только исходному планировочному решению, но и проекту отделки фасадов, входной группы, фасадному остеклению.
Квартира расположена в центре Москвы, в построенном в стилистике русского модерна доходном доме купца И. Пиганова, более известном как Булгаковский дом. За годы Советской власти роскошное пространство с высокими потолками и просторными помещениями было превращено в коммунальную квартиру с небольшими тесными комнатами.
Перед авторами проекта стояла задача вернуть ей прежний, дореволюционный облик, и создать интерьер в духе старой, интеллигентской Москвы. Вернуть квартире былое величие удалось благодаря переосмыслению таких направлений, как русский модерн и викторианская классика.
Квартира расположена в старинном доме в стиле модерн, ее окна выходят на бульвар, где весной цветут каштаны… Авторы проекта учли эти особенности места и создали интерьер в сложной сиренево-зеленой цветовой гамме в стиле русского модерна с плотным декором с растительным орнаментом.
К работе над четырехуровневой квартирой декоратор Ксения Иноземцева подключилась на стадии оформления интерьеров. Планировка уже была обозначена (и она полностью удовлетворяла хозяев), лестница установлена и даже были смонтированы двери и столярные изделия, также закуплены плитка и сантехника.
Автору следовало создать выразительный образ интерьера, вдохнуть в него жизнь. Поскольку квартира с выходом на эксплуатируемую кровлю находится в доме постройки начала ХХ века, то в качестве основной декоративной линии дизайнер предложила московский ар-нуво.