Архитекторы Мария Серебряная и Сергей Макушев
«Наша работа – не только творчество, но и кропотливое ремесло. И, к сожалению, нет путеводной карты с указателем, куда идти, чтобы добиться качества, достойной реализации и удовлетворения заказчика, который платит деньги. Поэтому так важен опыт и знание процессов. Вопросы нестандартной столярки – один из таких сложных моментов», - говорят архитекторы Мария Серебряная и Сергей Макушев
Что такое, по-вашему, «хорошая столярка»?
Мария Серебряная и Сергей Макушев: По внешнему виду это в огромной степени финишная отделка. Сейчас существует множество нестандартных отделок, появляется много финишей, куда входит броширование, патинирование, тонировка, которая придает дереву тончайшие изыски. Все это украшает дерево и делается вручную, а не по нашей российской традиции из пистолета, когда дерево становится похоже на пластик… Все эти техники надо чувствовать. Бывает так, что и объяснить, чего ждешь от мастера, просто невозможно. Иногда хоть сам вставай и крась, что мы и делаем!
Интерьер холла. Столярные работы выполнены компанией Boiserie Italia, которой удалось воплотить тончайшие нюансы в отделке столярных изделий.
Кроме финиша, который характеризует внешний вид изделия из дерева, есть базовая, основная позиция – производство, которая определяет само качество изделия. Проблема в том, из чего сделано столярное изделие… Если на производстве нет хорошей сушки и оно не является «производством замкнутого цикла», тогда дерево приобретают «на стороне». Качество этого материала даже при проверке и определенных гарантиях подтвердить практически невозможно. Это вопрос случая: удача-неудача…
Хорошая сушка – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе далеко не все. Вот и получается, что даже с приличными мощностями и грамотными столярщиками, производители не гарантируют базовое качество, потому что не могут сами производить качественный материал… У итальянцев производства существуют по 200 лет, и вопрос «замкнутого цикла» у них давно решен – эта составляющая работы находится под персональным контролем у каждой фабрики.
У вас большой опыт работы со столярными производствами. Расскажите о нем
Мария Серебряная и Сергей Макушев: Мы работаем и с российским, и с итальянским производителем очень плотно, потому что на своих объектах дереву и нестандартным столярным изделиям отдаем важнейшую роль. Есть любопытные наблюдения, которые привели нас к определенным выводам. Например, кроме мастерства, навыков и прочего, у итальянцев накоплен огромный опыт решения вопросов, которые всегда возникают в ходе работы. Этот опыт позволяет очень эффективно разрешать любые проблемы, без необходимости дополнительных временных и эмоциональных вложений и в конечном итоге, дает возможность работать на результат.
Интерьер гостиной с деревянным потолком с кессонами. Все столярные элементы выполнены российскими производителями
Кроме опыта, есть разумная оптимизация. Ни один заказ мы не размещаем с «закрытыми глазами». Внимательно смотрим, что каждому конкретному производству удается лучше, чем другим. Например, одни лучше красят, другие патинируют, кто-то лучше работает со светлыми породами… Но при этом те, с кем мы работаем, могут делать все, даже включая резьбу. Любопытно, что у итальянцев, например, есть 2-3 фабрики, которые занимаются только резьбой, а остальные размещают у них свои заказы. Эти 2-3 фабрики обеспечивают резьбой всю Италию, и это очень эффективный подход.
Интерьер зала гостиницы. Все столярные изделия выполнила компания Bamax, победившая в тендере. Благодаря грамотной работе архитекторов, удалось оптимизировать производство: дерево декорировали вставками из обоев и ткани. Так при сохранении эстетики снизилась себестоимость столярных работ.
Есть еще одна, заслуживающая внимания, вечная проблема сроков! Их просто невозможно выдержать порой по объективным причинам. Наличие все того же «замкнутого цикла производства», когда под заказ дерево не надо искать – оно лежит готовое и высушенное прямо на производстве. Плюс использование частичной «серийки», когда для изготовления конкретного заказа используются уже напиленные, готовые модули, которые хранятся на складах. Все это так сокращает сроки производства, что позволяет большие объемы осваивать за 2-3 месяца.
Интерьер пентхауса. Столярные работы выполнила российская компания. Российские производители отлично заполнили нишу, где не требуются тонкие сочетания и проработки.
Важная позиция – любовь к дереву! Когда мы говорим о традициях, то имеем в виду не только мастерство, передающееся от поколения к поколению, знания и технологии, но и отношение. Итальянцы, например, не просто работают, но сохраняют дух живого материала! Они так натирают свое дерево восками, полируют и готовят его к долгой жизни, что когда на объекте мы, наконец, расставляем мебель и заканчиваем монтаж столярных изделий, то воздух в нем наполняется запахом дерева. Открываешь дверцы шкафчика и слышишь запах живого дерева…
Часто бывает, что между архитекторами и производителями возникают проблемы несогласованности. В чем вы видите причины таких проблем?
Мария Серебряная и Сергей Макушев: В большой степени проблемы с производством нестандартных столярных изделий связаны и с самими архитекторами, которые по разным причинам не выполняют детальную проработку заказа. Кому-то не хватает образования, есть такие, которые и чертить не умеют, окончив профильный ВУЗ. А есть и такие, которым просто лень этим заниматься. Наша профессия – ремесло кропотливое. Нельзя скинуть на производство эскиз и ждать, что кто-то за тебя его доработает. Технологи должны решить, КАК воплотить твою идею, но архитектор обязан предоставить на производство грамотно проработанный чертеж-задание.
Интерьер зоны отдыха. Все столярные работы выполнила итальянская компания Grande Arredo
У нас в бюро есть архитектор, который работает с нестандартными заказами по столярке. Он занимается подготовкой заказа, плотно работает с техническими отделами фабрик. Им остается только подогнать заказ под свои технические возможности, хотя в Италии, например, они практически унифицированы. Ответственность за качество всего, что происходит на объекте, лежит и на архитекторе, от которого требуется не только идея, но и максимально грамотная проработка деталей. Потому что в конечном итоге, качество любого объекта – это качество реализации.