Дизайн в стиле неоклассика представляет собой современную трактовку классической традиции. Стиль неоклассика стал реакцией на замысловатые формы модерна. Чрезмерная экспрессия не всем бывает по душе. Именно для таких людей классицизм был истолкован в новом современном ключе.
Стиль неоклассика в интерьере ни в коем случае не пародия или подражание классике. Это самостоятельное направление в дизайне. Конечно, вдохновляющим и основным лейтмотивом в стиле неоклассика является классицизм. Однако выразительные средства неоклассики говорят нам совершенно о других вещах, нежели классицизм. Люди изменились, поменялись их эстетические приоритеты. Величие и монументальность классики превратились в неоклассическом дизайне в утонченный аристократизм и аскетичное торжественное благородство. Новые материалы, новая схема моделирования пространства, новое понимание человека в неоклассическом интерьере – все это характеризирует новизну и актуальность неоклассики в интерьере. В неоклассическом дизайне интерьера акцент ставится не на предметы мебели и визуальную гармонию составных частей интерьера, а на открытость пространства, доступность его для потребления и практичность вещей. Неоклассицизм немного функционален и минималистичен – так задается его современное звучание. В этом можно найти некоторое его сходство с минимализмом. Но на этом оно и заканчивается. В интерьере в стиле неоклассика минимализм охотно соседствует с великолепным изысканным декором в лучших традициях барокко. Вместе с тем, схематизация интерьера не приводит к его упрощению или вульгаризации. Сложность неоклассики заключается в том, чтобы соблюсти баланс между рационализмом и экспрессией. Если хотите создать идеальный неоклассический дизайн интерьера, представьте себе на минуту, как бы преобразил классический интерьер японец, исходя из своих принципов построения пространства.
Неоклассицизму в интерьере свойственны спокойные геометрические формы, выверенные пропорции, сдержанное и в то же время разнообразное декоративное оформление. Интерьеру квартиры в стиле неоклассика чужда чрезмерная роскошь. Аристократичная простота и изящество здесь соседствуют с уютом.
Неоклассика предпочитает светлую цветовую палитру. Кремовый, бежевый, ореховый, песочный. Между тем, яркие цветовые вставки тоже возможны. Но их нужно разумно аргументировать.
При отделке помещения в стиле неоклассики можно использовать весь набор декоративных элементов: арки, полуарки, бордюры, барельефы, лепнина, фальш-камины. Все это может быть реализовано при помощи штукатурки, камня, искусственного камня. Также хорошо смотрятся деревянные неоклассические интерьеры, особенно из ценных пород древесины. Будут уместны текстильные и бумажные обои неброских цветов. Загруженность элементами не должна быть чрезмерной. С учетом мебели интерьер должен оставлять впечатление полупустого помещения. Пол может быть гранитным, мраморным, также подходит паркет любых разновидностей. Отлично будет смотреться ковер с коротким ворсом.
Мебель в интерьере неоклассики играет заметную роль. Обычно мебельщикам трудно выдержать чистый стиль неоклассики. Поэтому чаще всего мебель для неоклассического интерьера находится в номенклатурном интервале между модерном и барокко. В идеале, лучшим выбором является стилизованная возрожденческая мебель, где декоративность отлично сочетается с изящной сдержанностью. Мебель неоклассики не должна быть массивной. Она может быть изготовлена из дерева, а также из металла. Комоды, шкафы, диваны, кушетки, пуфики, кресла, чайные столики. Набор предметов может быть любым.
Аксессуары в интерьере неоклассики делают дом уютным, поэтому не следует ими пренебрегать. Необязательно это должны быть антикварные или винтажные предметы. Возможно использование текстиля, картин. Допустимы декоративные подушки, фото, изделия из стекла и хрусталя. Светильники также могут играть роль аксессуаров. Аксессуары должны быть встроены в общий порядок интерьера. Недопустимо, чтобы они выбивались из общей расстановки вещей. Всегда нужно помнить, что неоклассика – это четкая структура и рациональное взаиморасположение всех объектов интерьера.
Наталья Малиновская и Екатерина Яблокова – дизайнеры бюро Zenzerosso – оформили квартиру в историческом доме, построенном в 1895 году, и соединили в интерьере эстетику конца XIX века с современными представлениями о комфорте.
Но, прежде всего, проделали колоссальную работу по реконструкции помещения. «Когда мы первый раз зашли в квартиру, то увидели ремонт из 1990-х. Нам стало очень интересно бросить себе вызов и постараться полостью преобразить морально устаревшее пространство. К тому же, сильно опущенные потолки, кривые стены, «прекрасная» слышимость соседей из-за щелей в кирпичных стенах, наружные трубы отопления, очень старая проводка, деревянные перекрытия сильнее раззадоривали наш творческий пыл… Большие вопросы вызывала и исходная планировка: комнаты некогда коммунальной квартиры были нарезаны хаотично, перегородки перерезали лепные потолочные розетки, пропорции объемов нарушены. По факту пришлось переделывали абсолютно все», - рассказывают авторы проекта.
Вдохновением для нового интерьера послужили исторический статус дома, его расположение в тихом московском центре и вид из окон на классические фасады соседних зданий. Дизайнерам хотелось выдержать общую стилистику и привнести в интерьер характерные для этого места детали экстерьера. Молдинги на стенах, высокие карнизы, розетки, классические фасады встроенной мебели – все это стало базой для яркого и эклектичного наполнения.
Архитектор Ариана Ахмад оформила квартиру для молодой семьи с тремя сыновьями и создала современный интерьер с неоклассическими мотивами.
Квартира площадью 212 кв. м расположена в новом доме в Хамовниках, построенном по проекту Сергея Скуратова. Его особенность – узкие и высокие окна в пол, которые придают современный ритм и делают пространство воздушным. Чтобы сохранить свет, воздух и дать ощущение еще большего объема, архитектор предложила использовать ставни. Белые деревянные шаттерсы стали основной декоративной идеей и поддержали ритмичную архитектуру и неоклассическую декоративную тематику.
При оформлении квартиры в ранней «сталинке» вдохновением для дизайнера Екатерины Бочаровой стали картины современных палехских художников по мотивам лаковых шкатулок. Заказчица – большая поклонница таланта мастеров Галины и Алексея Жиряковых, она хотела раскрасить белый интерьер красками, как холст, и украсить живописью в стиле древнего русского промысла.
«Исходник» дизайнеру достался сложный, но интересный: высокие потолки, большие окна и деревянные перекрытия – все это, чтобы поддержать атмосферу и сохранить дух времени, требовало огромного внимания к каждой детали. «Квартира была в относительно нормальном состоянии, учитывая, что до продажи в ней жила семья с пятью детьми. Но, к сожалению, исторических деталей практически не сохранилось, кроме разве что фрагмента предположительно дореволюционного паркета. Его мы обнаружили при демонтаже напольного покрытия в одном из помещений под современным слоем, но никакие профессиональные экспертизы не проводили. А вторая историческая особенность – мусоропровод на кухне, который мы, естественно, заложили. Деревянные окна, лепные карнизы, двери с филенками – все новое, но в стиле интерьеров того времени», - рассказывает автор проекта, которой удалось создать убедительный исторический интерьер с современным уровнем комфорта.
Семейная пара с двумя детьми, учеником начальных классов и студенткой университета, обратилась к дизайнеру Наталье Рыковой с пожеланием создать спокойный, гармоничный, не перегруженный деталями, светлый и воздушный интерьер. Стилистически они склонялись к современной классике с французским флером.
Дизайнер по максимуму использовала преимущества исходного пространства с панорамным остеклением и высокими потолками и спроектировала элегантный и гармоничный интерьер для жизни.
Заказчики увидели публикацию одного из интерьеров дизайнера Татьяны Красиковой и пригласили на встречу. Молодая семейная пара с ребенком приобрела квартиру площадью 90 кв. м в малоэтажном доме 1990-х годов постройки в тихом московском переулке, рядом с историческим зданием посольства Франции.
Окна квартиры выходят во двор, где ощущается старая столичная неспешность. «Симметричные эркерные окна, большая ванная комната с окном, несколько несущих колонн и ригели на потолке, которые нужно обыграть – лучший исходник и представить сложно»! – отмечает дизайнер. Ранее здесь был сделан основательный ремонт, возведены кирпичные перегородки, покрытые толстым слоем штукатурки. От морально устаревшей отделки заказчики согласились избавиться без сожаления, чтобы получить актуальный классический интерьер с элементами ретро и современной живописью.
«Самым сложным был демонтаж старой штукатурки, она была сделана на совесть! Строители ее сняли, зачистили до основания потолки и стены, а потом приступили к возведению новых перегородок, окраске поверхностей и монтажу гипсовой лепнины», - рассказывает дизайнер.
Дизайнер Елена Березина, руководитель дизайн-бюро S-Classic, любит интерьеры в парижском стиле: легкие, элегантные, с непринужденным миксом из классики и современности. Поэтому, кода молодая пара обратилась к ней с предложением создать квартиру с парижским шармом в новом доме на Плющихе, она с удовольствием взялась за проект и, еще не видя пространство, начала подбирать фактуры, мебель, детали, которые и сформировали образ буржуазного интерьера в стиле особняков барона Османа.
Высокие окна, старинный паркет, ажурная лепнина, тотальный белый цвет, современная мебель и искусство – то, что ассоциируется с французским шиком, и стало основой этой московской квартиры.
В самом сердце Петроградской стороны, в доме с исторической парадной и метлахской плиткой на полу дизайнер Полина Афонская создала квартиру с атмосферой дореволюционного Петербурга. Ее заказчики – молодая супружеская пара, постоянно проживают в Европе, эта квартира для них – отдушина и второй дом, олицетворение питерской культуры со всей ее многогранностью и мягкими оттенками северной природы.
Квартира площадью 83 кв. м расположена в старом жилом фонде. Широкие подоконники, старинная кирпичная кладка и вид из окна на реку Карповка выгодно отличают ее от современного жилья. Дизайнер стремилась максимально сохранить исторический колорит, усилить ощущение аристократического Петербурга с помощью антиквариата и винтажных предметов. Работа шла точечно, с вниманием к каждой детали и потому неспешно. Три года понадобилось на то, чтобы филигранно обыграть преимущества квартиры с историей и создать элегантный светский интерьер.
Дизайнеру Елена Маркиной достался уникальный проект. Квартира площадью 160 кв. м расположена доходном доме в Хамовниках, построенном в 1912 году архитектором Дмитрием Челищевым. До революции квартирой полностью владела семья заказчика, после советская власть оставила ей всего две комнаты, отдав остальные помещения на подселение. В наше время наследники постепенно выкупили комнату за комнатой, став полноправными владельцами квартиры.
Заказчики – замечательная семейная пара с двумя дочерями, которые обе серьезно занимаются музыкой – хотели сохранить исторический шарм квартиры, но без пышности и тяжелой классики. Дизайнер предложила облегченный вариант с отсылкой к современным французским интерьерам, где строгая классическая основа легко и непринужденно соединяется с винтажными предметами, современной мебелью и декором. Из обязательных пожеланий было размещение двух музыкальных инструментов (рояль и пианино) и создания комфортной среды для музицирования. Получился светлый, элегантный, наполненный индивидуальными решениями интерьер – оптимальный для проживания творческой семьи с классическим образованием.
Всего за два месяца дизайнеры Влада Крупкина и Людмила Старченко обновили дом площадью 700 кв. м., расположенный в подмосковном Одинцово. С минимальным вмешательством в конструктив они полностью изменили интерьер, его общую тональность и настроение. Заказчики приобрели готовый дом с отделкой и мебелью, построенный в пышной стилистке барокко и богато украшенный лепниной, вензелями и тяжелым бархатом.
Но эта стилистика оказалась им не близка, хотелось современное и уютное пространство, где в удовольствие жить, растить детей и внуков, принимать гостей. Перед дизайнерами поставили задачу продумать новую концепцию без сноса стен и глобального демонтажа: разработать цветовое решение, подобрать мебель и аксессуары, сделать так, чтобы старая отделка заиграла по-новому. При этом на дизайн-проект и все ремонтные работы отводилось ровно два месяца (нужно было успеть к большому семейному торжеству)! Но в эти два месяца заказчики не беспокоили дизайнеров, полностью доверив им ситуацию, и первый раз оказались в обновленном доме в день приема объекта.
Клиенты дизайнера Ксении Мезенцевой живут между Москвой и Лондоном. От новой московской квартиры они хотели максимального удобства и эстетики современных парижских интерьеров. Затягивать с ремонтом не планировали и приобрели квартиру в Хамовниках с планировкой от застройщика, которая их полностью устроила.
«Это молодая пара с очень европейским взглядом на жизнь и на интерьеры: насмотренные, понимающие, что им нравится, а что нет. У заказчицы были очень близкие нам по духу референсы, часть – интерьеры из отелей, в которых она бывала, часть – просто фото того, что нравится. С таким клиентом одно удовольствие работать», - отмечает автор проекта.