Живая история: архитектор Мельников

Выставка «Москва Мельникова», совместный проект Парка Горького и Музея архитектуры, посвящена творчеству выдающегося российского архитектора-авангардиста – Константина Мельникова, чьи здания украшают улицы современной Москвы

За Аркой Главного входа в Парк Горького расположилась выставка с работами одного из самых противоречивых мастеров 1920-1930-х годов, чьи идеи сочетают в себе как традиционные подходы, так и технические идеи, опередившие своё время на десятилетия. Архитектура Мельникова трансформируемая, динамичная, а в нескольких проектах – даже кинетическая, и всегда – «говорящая», с яркими запоминающимися формами. 

Среди известнейших работ Мельникова – клуб имени Русакова, клуб завода Каучук, Бахметьевский и Ново-Рязанский гаражи, и, конечно, собственный дом архитектора в Кривоарбатском переулке.

Выставка рассказывает и о проектах нереализованных зданий, созданных архитектором для столицы. Это конкурсные проекты Наркомата тяжелой промышленности и Дворца Советов, градостроительные проекты по перестройке Лужников и Парка Горького.

Константин Степанович Мельников (1890 – 1974) – выдающийся архитектор XX века, мастер авангарда, творчество которого во многом определило дальнейшие пути развития архитектурной мысли. 2025 год – год 135-летия архитектора.

Идеи Мельникова сочетают в себе традиционные подходы и технические решения, опередившие своё время. Его тесное сотрудничество с советским государством в 1920-е годы закончилось в 1930-е творческим изгнанием на десятилетия. Несмотря на отлучение от профессии, он продолжал создавать невероятные экспериментальные проекты, 12 из которых реализовал в Москве. 

С начала 1920-х годов архитектор был сильно увлечён темой движения структурирования пространства, которая нашла своё отражение в таких проектах как Ново-Сухаревский рынок (1924 – 1926), сконструированный удобным для потоков посетителей образом с диагонально ориентированными торговыми магистралями на 2000 торговых мест, и многочисленными точками входа. А также в проектах гаражей, при проектировании которых архитектор ярко проявил себя в роли экспериментатора, заменив традиционный прямоугольный гараж «манежного» типа на «параллелограмм» Бахметьевского гаража (1926 – 1928) с новой системой прямоточного движения автобусов.

Другим важнейшим направлением для мастера авангарда становится создание рабочих клубов совершенно новой типологии. Всего архитектор спроектировал 7 клубов, однако построено было только 6, из которых 5 – в Москве. Каждый из них обладает уникальным объёмно-пространственным и технологическим решением для досуга рабочих: например, балконы зрительного зала клуба Русакова могли превратиться в помещения для занятий с помощью движущихся перегородок.

Настоящей иконой русского архитектурного авангарда стал собственный Дом Константина Мельникова. Необычное сооружение, состоящее из двух цилиндров, является единственной постройкой мастера, полностью реализованной по его замыслу, и главным экспериментом зодчего. Дом сооружен из традиционных материалов – дерева и кирпича, специально для проекта разработаны особые конструкции кирпичных стен, перфорированных шестиугольными проемами, и деревянные межэтажные перекрытия-мембраны. Дом-мастерская архитектора также является своеобразным манифестом Мельникова, в котором он увековечил свои профессию и имя, разместив на главном фасаде надпись: «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР»
Сегодня всемирный пятник авангарда, Дом Мельникова, находится на реставрации.
-------------------------------------------------------------------------------------
Куратор: Анна Кистанова, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых
Координатор Музея архитектуры, продвижение проекта: Елизавета Баранова, руководитель PR-направления
Координатор Парка Горького: Яна Власкина, начальник музейно-выставочного подразделения
Дизайнер Парка Горького: Амина Муртазалиева

Выставка работает до 27 апреля 2025 года 

Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация