Стиль ар деко стал прямым наследником стиля «модерн», возникшего в конце ХIХ века в Европе, уставшей от строгих классических и пышных барочных форм. Стремление к функциональности, эргономичности и здравому смыслу породило новую величественную и сдержанную эстетику ар деко
Впервые термин «ар деко» прозвучал в 1925 году. Точнее, не термин, а краткая версия длинного названия Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes или «Международная выставка современных декоративных и индустриальных искусств» в Париже. Нельзя сказать, что стиль ар деко был рожден в Париже, но свое название он получил именно здесь. Именно в Париже он был замечен и осознан как новый исторически-культурный феномен. После выставки мода на ар деко охватила весь мир. Свой вклад в эстетику ар деко внесли европейские дизайнеры, такие как Жан-Эмиль Рульманн (мебель) и Айлин Грей (ширмы), Эдгар Брандт (изделия из кованого металла) и Жан Дюнан (инкрустированный эмалью металл). Эпоха ар деко породила и всемирно известные бренды, звездами которых стали Рене Лалик и Картье.
Однако наибольшее развитие стиль получил в США. К 30-м годам XX столетия европейское ар деко преобразилось в неоклассицим и неоампир – излюбленные стили гитлеровской Германии. В Америка же в это время возник стиль «стримлайн модерн». Термин streamline взят из аэродинамики и переводится как «линия обтекания», отсюда в «стримлайн модерне» читаются очертания предметов с выраженной линией обтекания, например, самолетов и револьверных пуль.
Стиль ар деко вобрал в себя все самое жизнеспособное, новое и яркое. От модерна он позаимствовал растительные формы и орнаменты, отказавшись при этом от его декоративности и обратившись к простым, геометрическим формам. Важную роль в развитии ар деко сыграли новые технологии. Новый стиль прибег к нехарактерным для интерьерного дизайна материалам: стекло, металл и камень. В интерьерах ар деко появились необычные сочетания никеля, алюминия, витражей, с цветным матовым и прозрачным стеклом, а также редких пород камня – оникса, мрамора, гранита. Стиль включил в свою эстетику и технические новшества, такие как лифт и телефон.
В ответ на задачи, поставленные самим временем, ар деко воплотил новую эстетику в оформлении огромных офисных пространств, мюзик-холлов, кинотеатров, океанских лайнеров.
Так же ар деко сумел конвертировать наследие колониальных культур, чрезвычайно обогативших эстетику стиля. Интересу к эстетическому наследию в значительной мере способствовали и успехи археологии: были найдены развалины Трои и Кросский дворец (столица Древней Критской империи). Так в ар деко вошла античность, архитекторы и дизайнеры широко использовали в своих проектах элементы эстетики эпохи фараонов.
Ар деко ввел моду и на экзотические материалы в интерьере: эбеновое дерево, зебрано, венге. В качестве отделочных материалов стали применяться леопардовые шкуры, кожи крокодила, ската и ящериц.
Для большой и очень гостеприимной семьи архитектор Татьяна Миронова оформила загородную резиденцию, создав в ней атмосферу праздника и искрящейся радости. К работе над 4-х этажным домом она подключилась, когда коробка была построена, планировка обозначена и оставалось определиться с внутренним наполнением.
Идеей интерьера стала роскошная американская классика с элементами ар-деко, подробным многослойным декором, яркими цветовыми контрастами и блестящими аксессуарами. В таком в удовольствие жить, воспитывать детей, устраивать приемы. Получился интерьер-калейдоскоп, стоит сменить угол зрения и складывается новая сложная картинка. Несмотря на звонкие акценты, экстравагантные детали и общую насыщенность предметной среды, впечатление от дома – легкость и воздушность.
Заказчица дизайнера Владимира Анда – деловая женщина и основательница семейного бизнеса. Она обратилась с предложением оформить несколько частных домов у озера в окрестностях Краснодара. Начать следовало с дома площадью 250 кв. м, над которым пытался работать другой дизайнер, но его проект не пришелся по душе хозяйке.
Заказчице близок стиль ар-деко со всей его строгостью, роскошью и величием. Дизайнер же увидел будущий интерьер более мягким, утонченным, артистичным, с иронией и неординарными решениями. «Именно такой портрет заказчицы сложился у меня в голове», - отмечает он. Уже первые эскизы основных зон: гостиной, столовой и холла чрезвычайно понравились заказчице. «Мы поняли, что наше видение дома, его функция и эстетика совпадают, и приступили к разработке всего объема», - вспоминает дизайнер.
Дизайнер Ольга Айсина оформила квартиру в стиле парижских салонов начала ХХ века, создав изящный, плотный по декору интерьер в красивой темной палитре. С заказчиками Ольга знакома давно, она сделала для них предыдущую квартиру, которая оказалась идеальной по всем параметрам, кроме площади. Поэтому, когда они приобрели квартиру просторнее, то других дизайнеров даже не рассматривали.
«Образ заказчицы напомнил мне героинь Эрте, художника, скульптора и модельера Романа Тыртова, который перед революцией эмигрировал в Париж и создал свой особый стиль: экзотический и очень прихотливый. Он придумывал костюмы для Анны Павловой, Мата Хари, Лилиан Гиш, работал с ведущими театрами. Его скульптуры и литографии сегодня обладают музейной ценностью, и нам посчастливилось приобрести несколько работ. Насыщенному и яркому интерьеру в стиле ар-деко они добавили подлинности и красоты».
Заказчица бюро Copper & Tin из fashion-индустрии. Она постоянно проживает в Москве, много путешествует по миру, и иметь небольшую квартиру в Санкт-Петербурге с видом на Неву и разведение мостов мечтала давно. Поэтому, когда появилась возможность, то с большим энтузиазмом приобрела квартиру площадью 62 кв. м, расположенную в «сталинке» на первой линии Петровской набережной и обращенную на парадную часть города.
Из ее окон видны купола Троицкого собора, Летний сад и, конечно, питерские мосты. Стилистически клиентка тяготеет к достаточно лаконичным интерьерам с индивидуальными решениями и роскошными материалами. Дизайнеры предложили цельный и элегантный интерьер в духе модных европейских салонов, в которых традиции и современность образуют гармоничное единство.
Для взыскательной заказчицы команда бюро Marion Studio (дизайнер Маргарита Мельникова, архитектор Кристина Высоцкая) оформила квартиру в жилом комплексе «Литератор», придав ей сходство с роскошными салонами Эпохи Джаза. За основу была взята стилистика ар-деко, сочетание теплых сочных цветов и дорогих тактильных фактур создает почти кинематографический эффект и погружает в атмосферу «Великого Гэтсби».
Несмотря на то, что в интерьере много ручной работы (особенно сложных столярных изделий), проект шел легко и без задержек и был закончен за год. В итоге получилась эстетская квартира, полная декоративных подробностей, золотых всполохов и радости жизни.
Дизайнер Алексей Стрелюк создал эклектичный интерьер, который стал эффектным обрамлением природного пейзажа за окнами. Именно из-за прекрасного вида, близости леса и набережной заказчики и купили эту квартиру, расположенную в жилом комплексе «Рублево». Взрослая семейная пара постоянно проживает в другой стране, квартира в Москве им была нужна для временных остановок, передышек и отдыха.
«Клиенты – привержены традиционной классики. Но делать парадный интерьере в таком окружении не хотелось, поэтому мы сделали упор на ар-деко, добавили современные элементы и получили эклектичную квартиру: светлую, воздушную, существующую в диалоге с природой», - рассказывает автор проекта.
Для большой семьи архитектор Мария Рамишвили оформила пентхаус, расположенный в новом доме в центре Новосибирска. Квартиру заказчики купили, когда дом был на стадии фундамента, поэтому к планировке и дизайну пространства подошли основательно. Они хотели полностью поменять окружение и образ жизни, и им был нужен интерьер, не похожий на тот, в котором они жили раньше. Красоту и функциональность следовало сочетать со смелыми идеями и необычными решениями.
Работа над проектом заняла около пяти лет, но благодаря вдохновенной вовлеченности в процесс и архитектора, и всех членов семьи, кажется, что он создан на одном дыхании. Собранный, цельный он поражает богатством фактур и нюансировкой деталей. И, конечно, завораживает великолепными видами на город.
Этот эффектный таунхаус расположен в комплексе клубных домов «Легенды Озера», в самом престижном районе Калининграда – на берегу Верхнего озера. Заказчики дизайнера Алены Чашкиной приобрели таунхаус без отделки и обратились с пожеланием создать утонченный и функциональный интерьер для жизни и приема гостей. Дизайнер разработала проект в эстетике ар-деко, которую особенно ценит за благородство и декоративность, столь редкие в нашей повседневной жизни.
Но ушла от прямого исторического цитирования, сделала ставку на насыщенный, яркий декор и солнечную палитру и получила интерьер-фейерверк, который дает ощущение радости и счастья.
Для интеллигентной семейной пары, которая много читает и увлекается историей искусств, дизайнер Вера Савельева оформила квартиру площадью 70 кв. м, в которой уместилась и большая библиотека заказчиков, и коллекция живописи художника-символиста Игоря Ермолаева, и итальянская винтажная мебель.
«Вообще в этой квартире в четырехэтажном доме на Патриарших прудах, построенном в 1900 году, заказчики прожили более 20 лет. Они захотели обновить интерьер, но так, чтобы потом смогли его узнать», - рассказывает автор проекта. Делать радикальный современный проект не хотелось, напротив, следовало создать пространство вне времени, со своим бекграундом и историей.
Дизайнер Мария Губина оформила двухэтажную квартиру с роскошной атмосферой и видовой террасой в комплексе апартаментов на побережье Средиземного моря. С заказчиками дизайнер знакома давно (это уже четвертый совместный проект), и она хорошо знает их вкусы, предпочтения и образ жизни. Но в этот раз нужно было создать что-то особенное, статусный интерьер в дорогих качественных отделках и с продуманным до мелочей функционалом.
Интерьер эффектный, но не отвлекающий внимание от роскошных морских пейзажей. Ситуацию осложнял тот факт, что объект находится за рубежом, где другие строительные и инженерные нормы, а также правила работы с интерьером. «Но мы были готовы на долгую дистанцию, - рассказывает Мария. – Ведь проект начался задолго до выхода на стройку – с подбора квартиры. Мы отсматривали варианты, набрасывали планировки, обсуждали с заказчиком. Когда квартира была найдена, мы около года потратили на поиски подрядчиков, тендер, получение разрешений на реконструкцию. А затем уже два года длились ремонтно-строительные работы. От момента, когда мы с заказчиками ездили выбирать квартиру, до момента фотосъемки прошло 4 года. И это были очень позитивные и содержательные годы».