Франчян Елена, Матвеев Борис

Проектирование света

Настенный светильник

Настенный светильник (ансамбль из нескольких штук) внешнего холла квартиры. Латунь-хрусталь. Латунь покрыта тонким слоем серебра, хрусталь Сваровски, размер 50Х25.

Проектирование света является очень важной, если не самой главной частью дизайна. Свет и тень формируют пространство, шлифуют и прячут проектные недостатки, подчеркивают и выделяют достоинства. Там где не удалось решить ту или иную задачу с помощью планировки, драпировки или цвета, на помощь приходят свет и тень. Помимо общих проектных задач, которые решаются с помощью света и тени, такие элементы освещения, как люстры или бра, являются таким же мощным дизайнерским инструментом при формировании комфортного пространства как, например – камин, фонтан или окно, с открывающимся интересным видом. Именно по этой причине, мы не можем позволить «чужому» дизайнерскому предмету, стать сердцем проектируемого и декорируемого нами пространства, и с большим вниманием относимся к проектированию основных декоративных источников света.

Наш процесс проектирования организован по известной диалектической формуле: «От общего к частному и от частного, обратно к общему». В начале определяется ключевой образ, общая форма, высота подвеса, протяженность над плоскостью и т.д. Затем делается набросок предполагаемой конструкции. Законы «сопромата» никто не отменял и к каждой абстрактной форме любого предмета, будь то здание, сооружение, предмет мебели или обыкновенная люстра, должно быть подведено конструктивное обоснование. После формирования общей конструкции и формы, в зависимости от стилистической необходимости происходит наполнение объекта – орнаментами, декоративными деталями и другими предметами декора. Затем, полученный конструктивно-продуманный, функционально оправданный и украшенный объект, еще раз окончательно причесывается. Убирается все лишнее, окончательно корректируется количество светоточек, форма и материалы.

Потолочная люстра над обеденным столом

Потолочная люстра над обеденным столом. Латунь-хрусталь. Латунь покрыта тонким слоем серебра, хрусталь Сваровски, размер 120Х100

В первую очередь, проектирование отдельного декоративного источника света определяется назначением и габаритами пространства, в котором этот источник размещается. Есть прописные истины, которые всегда учитываются при создании светильников. Например, любая люстра над обеденным столом должна иметь определенный объем и высоту. Столовая – место общения, где не просто собираются люди, но есть и тостующие. Как бы ни хотелось удивить дизайном, мы понимаем, что люстра должна быть комфортной для глаз не только сидящих, но и стоящего человека. Поэтому минимальной отметкой по высоте размещения светильника становится граница 180 см. Все, что ниже этой границы – дискомфортно. Освещение входной зоны тоже требует особого подхода. Если позволяет высота потолка и объем пространства, дизайнерской люстрой можно не просто удивить, но и превратить ее в предмет искусства. Такой светильник обязательно возьмет на себя впечатление, но функционально обеспечить пространство светом не сможет. Он не даст возможности поправить макияж или детально рассмотреть костюм при входе или выходе из дома. Поэтому необходимо продумать дополнительные параметры, например, подсветку нижнего яруса…. В спальнях мы стараемся ничего не размещать на потолке, кроме росписей. Вместо этого используем закрытый свет с регуляторами яркости…

Второй значительный фактор – как должен быть распределен свет вокруг источника. Каким он должен быть, ярким, направленным, локальным, отраженным, все это будет влиять на вид, форму и материал будущего светильника. Например, для люстры может быть использован хрусталь Сваровски, который вспыхивает радужным светом от лампы накаливания (хрусталь Сваровски особенно любят заказчики, на каждой подвеске такой люстры выгравирована буковка «S»). При этом хрусталь, может быть заменен оптическим стеклом, которое ничем не уступает по эстетическим характеристикам и по стоимости – не порядок ниже. В настоящее время возникла серьезная проблема с заменой ламп накаливания на энергосберегающие. Эта ситуация коренным образом меняет подход к материалу. Хрусталь не «работает» с энергосберегающими лампами, утрачивает ослепительный эффект. А вот стекло продолжает «работать». Мы научились «обходить» эту проблему, прибегая к пескоструйной технике, применяемой к стеклянным элементам изделия.

Потолочный светильник в холле

Потолочный светильник в холле. Крепится к потолку. Латунь-хрусталь, размер 40Х80

Важным фактом, влияющим на будущий дизайн и внешний вид светильника, является его обслуживание: замена ламп, доступность стеклянных поверхностей для уборки и чистки и т.д. Общий декоративный стиль окружающего пространства, целиком формирует будущий вид светильника. На чем будет строиться подход к проектированию этого предмета интерьера? На гармоничном вписывании в окружение или на контрасте и конфликте? Это так же один из важных вопросов, который необходимо учитывать. Ну и конечно, одним из очень важных параметров, который напрямую будет влиять на внешний вид проектируемого светильника, это ограничения по его будущей массе. От этого во многом зависят и габариты светильника и материалы, из которого он будет создаваться. Например, в светильниках для санузлов мы используем только стеклянные элементы – за ними проще ухаживать, чем за хрусталем.

К непосредственной разработке светильника как предмета интерьера, к его проектированию, детальному прорисовыванию и вычерчиванию, мы приступаем одновременно с началом «рабочего» проектирования, когда под будущие настенные и потолочные светильники предусматриваются специальные «закладные детали». Хотя основная форма, габариты и эстетическая нагрузка, которые будут присущи этим светильникам, начинают проявляться еще на раннем этапе «зонирования» пространства. На стадии так называемого «фор эскиза», когда в проект только закладываются эмоциональные акценты и «полюса внимания», которые будут потом акцентировать на себе внимание и держать весь проект. Для нас, как для проектировщиков, важно понимание задачи, которую мы ставим перед собой. Если целью проекта светильника не является создание «стилевого антипода» окружению, то в целом, все характеристики, присущие основному стилю, так же будут свойственны и проектируемому светильнику.

Люстра (ансамбль светильников) для кессонного потолка

Люстра (ансамбль светильников) для кессонного потолка. Чтобы придать направленность свету, спроектированы декоративные ушки. На латунь нанесен декоративный мотив орнамента стен. Латунь – стекло, сатинированное пескоструйкой, размер 40Х40.

Свои уникальные особенности есть у каждого стиля. Во многом на внешний вид светильников, принадлежащим по стилю тем или иным эпохам влияет технический прогресс того времени. В классических люстрах и настенных светильниках – это формы, напоминающие свечные канделябры, где вместо лампочек стояли свечи. На этом мотиве выстаивается вся форма и конструкция светильника. В эпоху Ар-деко, начинается активное использование декоративного стекла. Сам источник света уже не просто открыт и оформлен в хрустальное ожерелье, как в классических люстрах. Стекло играет роль декоративной ширмы и работает на просвет. На стекле появляются орнаментальные мотивы, за счет цвета стекла - меняется цветность освещения и впечатление от красок и цвета в интерьере начинает быть управляемым.

Самым сложным стилем для проектирования предметов является «минимализм», когда не понятно, как это держится, на чем висит, откуда светит. Не видно деталей и узлов, не понятно из чего это сделано и как работает. Подобные проектные работы требуют от дизайнеров знаний последних новых технологий и свойств материалов. Частое обращение Российских архитекторов к западным компаниям-производителям света, связано с тем, что любое изготовление современной электротехнической детали требует высокотехнологичного производства. Как только речь идет о современном дизайне и технологиях, тут наилучшим примером сегодняшней ситуации может быть наша автомобильная промышленность. Задачи и у «нас» и у «них» одни: комфорт, технологичность, безопасность и красота. А вот результаты – совершенно противоположные.

Люстра-ананас

Люстра-ананас для салона-библиотеки. Бронза-хрусталь, размер 200Х160

Как и в любом интересном и гармоничном пространстве, «пространственные акценты» и «пространственное ровное окружение» не могут жить друг без друга, а замечательно друг друга дополняют. Композиция из одних «акцентов» будет вульгарной и кричащей. А пространство, где все ровное, блеклое и одинаковое – будет очень скучным. Именно поэтому, при проектировании светильников, мы не только допускаем создание «акцентных изделий», но и всячески способствуем их появлению в наших интерьерах, в балансе с гармоничным фоновым окружением.

Как и во всем, что создается нами в процессе проектирования, основная сложность находится на стыке перехода дизайнерской идеи в материальное воплощение. Идея – раскрепощенная, легкая и стремительная. Материя – тяжелая, неповоротливая, живущая по своим строгим законам. Процесс материализации любой идеи – будь то проект здания или проект маленькой люстры, одновременно очень увлекателен и очень тяжел. На каждом шагу нас подстерегают всевозможные разочарования и сложности, связанные с невозможностью воплотить ту или иную идею без потерь. Из-за технологических барьеров, ограничений свойств у материалов, превышений лимита по массе или по суммарной мощности всех светоточек, нам постоянно приходится находить новые и нестандартные дизайнерские решения. Но как показывает опыт, чем сложнее задача и условия проектного воплощения, тем ярче, эффектнее и изящнее, получаемый в конце результат!

Работа в стилевом секторе XVIII – XIX, начала XX века, особых проблем с дизайном и производством светильников в России не доставляет. Здесь очень важен профессионализм самого архитектора или дизайнера. Если взять изделия фабрик Moscatelli, Faustik или ведущих австрийских производств светильников и самому архитектору понять, в чем состоят ключевые моменты, повторить их в чертежах со всеми атрибутами, элегантно решив измененные под конкретную задачу узлы, все это вполне возможно воплотить без потерь и в разы дешевле.

Крупным планом
Настенный светильник Потолочная люстра Потолочный светильник Настенный светильник Декоративное бра Эскиз интерьерного ансамбля из бра Люстра Эскиз потолочного светильника Люстра-ананас Люстра над столом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Разговор на тему / все
Предметный дизайн. Большой показ
Разговор на тему / все
Жизнь искусства в интерьере
Разговор на тему / все
Люблю вещи в морщинах. Антиквариат в доме Обсуждение (1)
Мастер-класс / все
«Удивление других – это энергия, которой люди питаются»…
Мастер-класс / все
«Ковка – та же «ювелирка». Ощущение металла то же, только другой масштаб»…. Обсуждение (2)
Мастер-класс / все
В Доме Радио стартовала реставрация
Мастер-класс / все
XXXII фестиваль «Зодчество»
Разговор на тему / все
Кукрыниксы. Карандашом разящие…
Мастер-класс / все
Всероссийский ландшафтный конкурс. Финалисты
Мастер-класс / все
Третьяковка: «Добрый музей»
Мастер-класс / все
Международный «Золотой Трезини-2024»: финалисты
Мастер-класс / все
Архитектура. Игры по фасаду
Мастер-класс / все
Деревянный дом. Двери и мебель - особенности
Мастер-класс / все
Русский дизайн в «Русском доме»
Мастер-класс / все
Усадьба Успенское. Больше, чем музей
Архитектор месяца