Декоратор Жюльетта Ситникова
С предметами искусства нам, к радости, выпадает работать часто. Хотя в большинстве случаев это не серьезная музейная коллекция, а небольшая коллекция любимых предметов - мелкая пластика, небольшие картины, культовые предметы из экзотических стран. Привезенные из путешествий, купленные на блошиных рынках, доставшиеся в наследство они дороги своим владельцам независимо от стилистки интерьера их дома, - говорит декоратор Жюльетта Ситникова.
Организация пространства с мелкими предметами – задача трудная. Безусловно, лучше не иметь большого количества мелких предметов. Но если уж случилось, что предметов дома много, их нужно обязательно группировать. Они могут быть собраны и тематически, но лучше, если они будут сгруппированы пластически, то есть исходя из размера, фактуры, цвета. В этом случае небольшие предметы будут создавать цветовые и пространственные пятна. Разрозненные мелкие предметы утомляют глаз.
Загородный дом. Автор проекта Ситникова Жюльетта. Подробнее об объекте см. здесь
Я сама – страшная барахольщица, и мелкие предметы (статуэтки, стекло и т.д.) я размещаю на больших подносах или в иных емкостях. Стеклянные предметы (маленькие графины, рюмки, флаконы из-под духов) стоящие поодиночке выглядят сиротливо, а собранные в большую металлическую емкость, украшают интерьер.
То же самое, например, настенные тарелки. Никогда не рекомендую развешивать их ритмически в разных местах одного помещения, скажем, кухни. Нужно выделить определенную зону, пятно, и в нем собрать эту коллекцию. Причем, если это антикварные ценные предметы, то каждая вещь должна висеть таким образом, чтобы ее можно было оценить всесторонне, рассмотреть под разными углами. Если это сувенирная продукция, которая привезена на память, то предметы можно разместить хаотично, но самое главное, чтобы в массе они держали пятно. Здесь важна плотность развески, чтобы не слишком близко и не далеко, чтобы композиция визуально не рассыпалась.
Загородный дом. Автор проекта Ситникова Жюльетта. Подробнее об объекте см. здесь
Такое панно, на мой взгляд, требует чистой и просторной стены. Если где-то такая стена образовалась, то в ее центре оно будет смотреться выигрышно.
Мелкие предметы лучше всего хранить на подносах или в емкостях. Конечно, самое удобное хранение с точки зрения быта, это, безусловно, в стеллажах, где полочки имеют глубину и высоту, адекватную этим предметам. Но для разглядывания это не самое лучшее хранение. Если стоит задача показать предмет полно и подробно, то нужно размещать подносы с предметами или создавать композиции на журнальных столиках. Поэтому журнальных и кофейных столов в доме должно быть очень много. На них любую композицию объемную можно рассмотреть с любой стороны. В ракурсе, сверху, к тому же, если предметов много, на них падает свет, и тени от маленьких фигурок ложатся красиво. Я считаю, что даже в самом строгом интерьере, почти минималистичном, все равно должно быть много небольших поверхностей, на которые можно что-то ставить и класть, создавать радующие глаз предметные композиции. И лучше размещать их ближе к источнику естественного света.
На одном из объектов – в доме, над которым мы работали, коллекция уже частично существовала. И я могла оценить эти предметы. Поэтому когда проектировались шкафы - классические стеллажи для хранения именно коллекции пластики - уже было понятно, какое приблизительно количество предметов туда попадет. Там глубина полок 40 см. Это достаточно глубокий стеллаж - можно поставить туда довольно объемные предметы. В то же время он не давит своей массой. Можно делать и крохотные стеллажи с маленькими ячейками как раз под мелочевку. Если мы говорим, о том, что у нас не хватает горизонтальных поверхностей для хранения таких вещей, или они нас раздражают, потому что пыль собирается, в этом случае можно сделать стеллажи сделать от пола до потолка. Но при этом они не будут съедать глубину комнаты. Минимальная глубина такого стеллажа – 15 см. Еще один прием размещения предметов, когда за каждой маленькой вещицей «закреплена» воя отдельная ячейка.
Загородный дом. Автор проекта Ситникова Жюльетта. Подробнее об объекте см. здесь
Расстановка предметов квадратно-гнездовым методом (каждый предмет в своей ячейке) – дело вкуса. На мой взгляд, предметы, расставленные группами, выглядят более живописно. При подобной расстановке предметов можно применить довольно эффектный прием, когда каркас этого маленького стеллажа будет одного цвета, а задник контрастного. В большом объеме это решение будет смотреться еще эффектнее, в этом случае получится цветовое панно. Оно будет зрительно в раме, а внутри этого панно ритмическим способом окажутся размещены мелкие предметы.
Важна и подсветка. Подсветку встраивают в полку снизу, в самой глубине, чтобы каждая последующая полка светила на нижнюю. Иногда встраивают по бокам по всей длине стеллажа с двух сторон.
С требованием создать отдельное помещение для размещения коллекции я не сталкивалась. В моей практике такого коллекционера я пока, к сожалению, не встречала. Однажды передо мной стояла задача разместить коллекцию классической живописи в современном интерьере. Она досталась молодой семье по наследству от деда, заказчики хотели привнести ее в интерьер. Коллекция была подобрана профессионально, и основную часть коллекции мы разместили в квартире, но не локально, а рассредоточили по всему дому: в гостиной, кабинете, в холле. Живопись очень органично туда вписалась.
Подбирали места для конкретных работ в первую очередь по цветовому пятну. В прихожей на фоне тонкой серебристой полоски и тяжелого черного комода Eve в стиле ар-деко, мы поставили бронзовую скульптуру, которая туда очень органично встала. Серебристый фон дал красивый абрис скульптуры. Она по массе выглядела естественно по соседству с тяжелым комодом. А, например, в главной гостиной в 100 кв м большая гладкая абсолютно ничем не занятая стена приняла прекрасный крупный (1,40 м в длину) морской пейзаж. Картина сразу задала общий тон. Если изначально у нас весь интерьер был чуточку размытым, чуть отельно-обезличенным, то живописное панно сыграло роль камертона, интерьер зазвучал…
Поскольку я сама живописец, я с большой осторожностью отношусь к декоративной игре в живопись. Живопись – это самостоятельный организм, очень властный и не терпящий никаких заигрываний. Сам по себе целен и ценен. Конечно же, используя произведения искусств, я не стала бы каким бы то образом сращивать их с интерьером, делать декоративные отсылки внутри интерьера. Конечно, такой ход положительно повлиял бы на общий облик интерьера, но сразу бы снизил его пафос. Живопись в интерьере, как я это чувствую, нужно подавать либо очень программно, по-музейному, либо к ней нужно относиться как к дыханию, как к части своей жизни. Тогда она может быть размещена в любых помещениях и абсолютно при любом освещении. В этом случае сразу же пропадает необходимость в специальных подсветках, в выверенности точного ракурса. Она даже может стоять у вас в изголовье кровати или на полу, быть прислоненной к стене.
При музейном подходе на первый план выходят требования освещения, определенного месторасположения, подсветки. Это более серьезная история и менее распространенная ситуация. Мне эмоционально ближе та, где живопись и скульптура живет в доме как продолжение хозяина, как часть его жизни и интересов.
Загородный дом. Автор проекта Ситникова Жюльетта. Подробнее об объекте см. здесь
Я с осторожностью отношусь к большим стеклянным витринам по причине того, что они создают довольно сложные по освещению и количеству преломленного света объемы. Есть помещения, в которых такие витрины уместны, а есть помещения, где они вызывают ощущение тревоги. Это чаще всего происходит там, где узкое пространство и вы слишком близко с ними соприкасаетесь. Плюс момент, который всегда со стеклом нужно принимать во внимание – это его специфический оттенок на торцах. Стекло может быть белым, но тогда оно выглядит вяло и скучно. Если оно имеет свой естественный цвет с холодным зеленоватым оттенком, оно выглядит намного богаче, но может диссонировать с окружающим интерьером, например, в теплой цветовой гамме. И освещение тоже имеет большое значение. Полностью стеклянную круговую витрину грамотно осветить не так просто. Возникают нюансы и каждый случай надо рассматривать в отдельности. Классические шкафы, библиотеки с фацетированными стеклами я обожаю – они у меня ассоциируются с детством и бабушкиной библиотекой, но в них, подсвечивай их или не подсвечивай, предметы все равно тонут. Глубина и закрытость, а также бликующие дверцы могут отвлекать.
Загородный дом. Автор проекта Ситникова Жюльетта. Подробнее об объекте см. здесь