Реклама ООО "НПО Форестер"
Пряхин Павел - руководитель персональной мастерской,
Председатель Гильдии кузнецов Москвы и московского региона.
Член союза дизайнеров Москвы, ювелир, художник-кузнец.
Мастерская Павла Пряхина - дизайн-лаборатория, в которой рождаются уникальные по красоте и технологиям изделия самого широкого ряда: кованая мебель, напольные светильники, бра, люстры, подсвечники и канделябры, консоли, зеркала, лестницы и балконы, заборы и ворота. Кованые сундуки, беседки, ротонды, дымники-флюгарки, флюгеры, ларцы, камины и каминные принадлежности. Использование авторских технологий позволяет художникам по металлу сочетать в изделиях сталь, чугун, бронзу, медь, дерево, стекло, камень, хрусталь, стразы, керамику и многое другое. В мастерской создаются так же уникальные механизмы для каминов и люстр большого размера, для потайных дверей, мостиков, подвесных дорожек и скрытых сейфов… Работы мастерской нашли свое место не только в интерьерах и экстерьерах частных и общественных зданий, но и в частных коллекциях по всему миру. Об особенностях техник литья и ковки рассказывает Павел Пряхин.
Ковка-литье появились в России благодаря Петру I. Он привез первых мастеров по металлу из Европы, где такие производства уже благополучно существовали. В России центром горнозаводской промышленности в XVIII веке стал Урал. Каждый хотя бы однажды слышал про Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий, про легендарный Каслинский завод в городе Касли, построенный русским промышленником Демидовым. Славу каслинскому литью принесли прекрасный чугун, уникальные формовочные смеси и мастерство каслинских рабочих. Тогда, как и теперь многое зависело от того, кто подбирал модели и образцы для производства, от компетентности и образованности людей, ответственных за высококачественное литье…
Исторически лучшие образцы отечественной ковки и литья собраны в Питере. Культура использования кованых и литых элементов в архитектуре и интерьере пришла оттуда и сохранена лучше всего именно там. Вместо пришедших в негодность или утраченных изделий питерцы создают новые стилизованные вещи, и это правильно. Москва, к сожалению, к такому наследию относится просто варварски…
Сегодня, по сути, во всей России существует две основные кузнечные школы – Питерская и Московская.
По моему опыту знаю, что 60% российских кузнецов работает в Москве. В России в целом ситуация другая по одной простой причине - нет заказа, нет отлаженной работы. По России разбросано много мастеров, но даже если у них есть образование и вкус, они вынужденно отрабатывают «кладбищенский заказ», делают решетки, кружочки и квадратики. Многие стремятся приехать в Москву, чтобы учиться и получать практику. Ведь если практики нет – навыки теряются…
Самая крупная и разнообразная из европейских школ ковки находится во Франции. Французское наследие просто колоссально - всего так много, что им вполне достаточно воспроизводить уже имеющееся. Они по-прежнему работают по старым образцам, делают завиточки и дальше не идут. Поэтому когда мы показываем свои работы, у них глаза загораются.
В их подходе главное безопасность, выверенность и четкость работы! Как красиво они трудятся над изделием: все четко, каждый знает, где стоять и оказывается именно там, где надо, чтобы не нанести урон другому. У них главное – руки и техника безопасности!
У нас с этим проблема – все находятся глубоко в творчестве и все время «ищут»! В этом разница. У них есть руки и традиции, а у нас - мозги и «чисто поле»... Но проходит время, и я наблюдаю, что и руки наших мастеров «начинают расти откуда надо» постепенно, и традиции укрепляются и обогащаются...
Сегодня после долгого перерыва мода на кованые изделия вернулась. Как это ни смешно, но интерес к ним пробудился после сериала «Рабыня Изаура», где в интерьерах «их» домов российский телезритель увидел массу кованых элементов – ограждений лестниц, каминных аксессуаров, мебели, декоративных предметов. Незатейливые изделия возродили интерес к ковке, и как все у нас в России, этот интерес быстро развился в целую тенденцию, моду …
Кованые изделия – это всегда эксклюзив, статус, примета роскоши. Поэтому интерьеры домов высокого уровня, как правило, наполнены коваными элементами и деталями. Я пришел в кузнечное дело из «ювелирки» и рассматриваю изделия как ювелирную работу – люблю тонкие проработанные формы, выверенную графику и детали, люблю украшать их золочением, патиной, деревом, керамикой, стразами… Ковка – это всегда авторская работа - все формы достигаются молоточками. Я начинал с реставрации раритетных ювелирных изделий – это целые механизмы из крепежей, секретных замков, соединений. У каждого мастера своя технология, и чтобы что-то отреставрировать, надо разобраться со всей системой. В ковке так же очень важна технологичность. Технологий великое множество, я отбираю необходимую и если нужно изобретаю новую – в этом главное отличие нашей команды, мы не ограничены ни чем, разве что бюджетом. То же относится и к материалам – каждый из них: сталь, чугун, бронза или латунь требует особого подхода и приемов работы. Поэтому все детали, точнее образцы я всегда делаю сам, ищу оптимальное решение, потом мастера по моим шаблонам выполняют весь объем.
Мы заходим на объекты на этапе «готовности под отделку» – нам нужны реальные размеры, чтобы смоделировать на производстве конструкцию, если это, например, лестница, и «одеть» ее в изделие.
Архитекторы, как правило, приезжают и смотрят, как все это производится… Проблемы возникают со строителями – их чаще всего «не волнует», как к лестнице крепить ограждение, то же происходит со стенами, в которых не оказывается закладных… Приходится проявлять смекалку, изобретать хитрые инженерные конструкции чтобы, не разрушая стену, монтировать наши тяжелые изделия..
В классике – целые пласты архитектурных стилей, плавно перетекающих один в другой, но в хай-теке свои сложности – он требует большей изворотливости, фантазии. Там ценна брутальность, чистота линий и новые технологии. Избретать хай-тек сложнее, чем работать с классикой в которой все давно определено и прописано. Мы не боимся и даже любим работать с необычными заказами. Например, выполнили уникальный механизмам для камина с декоративной деталью – задвижкой. Каминщики сделали задвижку дымохода в спальне на высоте 3 метра при потолках 6 метров. (при такой высоте, кстати, любой покупной светильник, мебель или что-то другое теряет всякий вид)… Заказчик страшно мучался, чтобы дотянуться до задвижки, каждый раз приходилось заносить в спальню огромную лестницу и тд… Мы сделали гармоничную вещь в готическом стиле – редуктор - колесо со специальными шнурочками, которыми смог бы управлять даже ребенок. Это было интересно…
Орфография и пунктуация авторов сохранена