Реклама ЗАО «АПМ «ЭМАКС»
Илья Сорока, генеральный директор компании «Эмакс»
«Управление проектами или Техническая служба заказчика (ТСЗ) – это ответственность за все: за четкий алгоритм работы, за грамотный концепт, включающий в себя эстетическую и практическую стороны, за решение формальных вопросов: получение исходно-разрешительной документации и решение процедурных вопросов, связанных с местными администрациями; за этапность прохождения всего пути строительства дома, и за то, чтобы каждый этап заканчивался удовлетворительным результатом. В итоге ТСЗ позволяет инвестору – заказчику сохранить деньги-время-нервы. Заказчик спрашивает с меня: почему плохой проект? Почему дорого? Почему долго? Почему некачественно построили? Я отвечаю», – говорит Илья Сорока, генеральный директор компании «Эмакс»
Наши клиенты, как правило, частные заказчики, совершенно не подкованы в строительстве. Но они не должны и, по большому счету, не могут быть подкованы! Люди зарабатывают деньги на том, что знают и умеют делать. Строительство дома – это сложный, многоуровневый процесс, включающий в себя определенные этапы, направления деятельности и функционирующие структуры. В создании дома принимает полноценное участие несколько групп с четко закрепленными и разграниченными зонами ответственности: инвестор-заказчик - техническая служба – подрядчик. За каждой из этих групп закреплены определенные обязанности. Инвестор финансирует и принимает начало-окончание работ, заказчик – формулирует задачи, техническая служба обеспечивает создание качественного продукта в понимаемый промежуток времени за минимальные деньги с возможностью дальнейшей эксплуатации этого продукта и всегда выступает на стороне клиента…
Иногда наше взаимодействие с клиентом начинается уже на этапе выбора участка под застройку. Это очень важная, определяющая дальнейший ход развития событий тема. Мы оказываем такие услуги и имеем большой опыт выявления и преодоления возможных проблем (см. блог компании Эмакс)
Без доверия клиента деятельность ТСЗ невозможна. Ведь заказчик фактически относится к нам как к докторам: сообщает самые личные подробности, рассчитывая, что мы организуем его жизнь в новом доме с учетом всех нюансов и вопросов. Мы увязываем интересы в семье, между супругами, детьми, пожилыми родителями и т.д. Архитектор, в свою очередь, смотрит на эти вопросы с точки зрения организации пространства, наша же задача увидеть ситуацию шире – вплоть до целесообразности принятия тех или иных решений, включая оценку материальной составляющей каждого из них. Обобщение – вот что важно для ТСЗ уже на первоначальном этапе, потому что к моменту, когда будут прорабатываться архитектурные чертежи, ТСЗ сможет, опираясь на это задание, понять, все ли, что было заявлено и является необходимым, учтено в планировочном решении. Именно мы отслеживаем соответствие решений, которые принимаются, тем пожеланиям, которые формулируются на начальном этапе.
Деятельность ТСЗ фактически делится на два больших этапа:
1. работы, которые ТСЗ выполняет на этапе предпроекта и проекта
2. работы на этапе стройки и сдачи в эксплуатацию
На этапе предпроекта важнейшим направлением становится сбор необходимой документации. Заказчики, как правило, приходя к нам, имеют только план участка. Первое, что в качестве исходно-разрешительной документации ТСЗ собирает, это технические условия на подключение коммуникаций. Не секрет, что наши «элитные» поселки зачастую не предоставляют всей необходимой инфраструктуры. И люди, приходя к нам, говорят: да, конечно, канализация, газ и вода у меня есть… А на вопрос: есть ли, например, ливневая канализация, пожимают плечами. А без нее невозможно поставить бассейн, о котором так мечтает заказчик, потому что слить воду из него некуда…. Мы полностью берем в свои руки решение вопросов документации, включая разрешение на строительство, включая тех. условия на газификацию.
Собранная исходно-разрешительная документация позволяет порой ограничить фантазию заказчика и архитектора, мечтающих о трудно выполнимом или неоправданно дорогом в этих конкретно условиях решении.
Одновременно наша задача - найти архитектора и дизайнера (бывает, они приходят от заказчика). Параллельно нами составляется техническое задание, формирующее представление о том, из чего будет строиться пространство (материалы, инженерные конструкции, применяемые системы и тд.) технологическое задание, определяющее, как именно заказчик будет жить в этом доме, как часто бывать на объекте, сколько человек будет находиться в нем большую часть времени, учитывающее «пики» - максимальное количество человек на семейных праздниках и т.д.
В технологическое задание входит логистика дальнейшей жизни в этом доме, комплекс вопросов жилищно-коммунального хозяйства: помещения для персонала, уборка, вывоз мусора, уход за территорией и зоны хранения технического инвентаря, доступ к инженерным системам. Для больших объектов важен вопрос питания и гигиены персонала. Если объект площадью боле 2-х ГА, возникает вопрос транспорта. Еще одна тема, относящаяся к технологическому заданию – охрана, комплексное решение вопросов безопасности. Если заказчик - высокопоставленный чиновник, у него своя охрана, которая выдвигает определенные требования к охране территории. Ни архитектор, ни мы не можем с этим не считаться…
Составленные задания мы согласовываем с заказчиком и его окружением и выдаем архитектору или генпроектировщику, который будет работать над объектом. У нас есть услуга «выбор генпроектных организаций». Бывает, заказчик не хочет, чтобы все было сосредоточено в одних руках, тогда мы организуем тендер… В любом случае, мы ведем процесс проектирования, отслеживая его на соответствие с заданием, следим за возможными отклонениями и их сохранением в допустимых рамках.
Итоговая задача этого большого первого этапа работы – принять финальную проектную документацию. Проверить ее:
Последнее, что мы делаем перед началом второго этапа, выпускаем два графика, по которым ориентируемся вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию. Переход в стройку ознаменовывается выпуском графика хода работ и графика финансирования. Проект, смета и сроки очень подробно оговариваются с заказчиком. В результате возникает понимание взаимосвязи факторов: финансирование – сроки - объем выполняемых работ. Уточняется приемлемая для заказчика периодичность и объем финансирования. При необходимости график переделывается. Больше мы от него не отступаем! И несем ответственность за своевременное вхождение подрядчиков на объект, за отсутствие простоя и т.д…
Когда взаимопонимание с заказчиком по двум графикам достигнуто, приходит черед выбора генподрядчика – строительной структуры, которая организует взаимодействие подрядных организаций на строительных площадках. Сами мы не строим, а выбираем из тех, которых знаем, или из тех, кого рекомендует сам заказчик. Эмоциональный выбор на уровне «отличный парень» или «нравится – не нравится» совершенно не приемлем. Отбор генподрядчика, как и подрядчика, происходит на уровне сравнений показателей, которые они демонстрируют. Мы всесторонне проверяем компанию (запрашиваем форму – карта партнера, ищем гендиректора, выезжаем на объекты, отслеживаем качество построек). Наша принятая практика - аудит договоров с подрядчиками, составление которых гарантированно страхует заказчика от недобросовестности подрядчиков. Этим занимается наше юридическое подразделение…
Следующий этап – организация стройки. Как только стройка началась, остановить ее нельзя. Это как паровоз, который стоял-стоял, а потом поехал… В него надо подкидывать уголь, к нему подстраиваются все новые вагоны – организации, которые должны быть увязаны между собой. Наша задача на этом этапе - построение структуры, в которой работает генподрядчик и подрядчики, структуры, отвечающей за проект в целом и гарантирующей заказчику, что дом будет построен, к нему проведены все коммуникации и обеспечена площадка под ландшафт.
Ядро этой структуры - технический надзор – наши «глаза» на объекте. Технический надзор контролирует качество всех производимых работ. Он состоит из входного контроля материалов и контроля исполнения всех видов работ с созданием исполнительной документации, чтобы заказчик в итоге получил законченный продукт, который можно застраховать, сдать в эксплуатацию и легко обслуживать.
Не стоит путать технический и авторский надзор. Авторский надзор -прерогатива архитектора, он должен осуществляться на всех этапах ведения объекта и контролировать соответствие работ архитектурному проекту.
Под каждый объект мы создаем команду, в которую входят:
Под конкретный объект мы не выделяем юриста и финансиста, но они работают как часть команды. Мы стараемся, чтобы у каждой подобной «рабочей группы», назначенной на весь период жизни объекта, был только этот конкретный проект, дальше группа расформировывается или переводится на новую площадку.
Строительство движется долго, главное – иметь в виду график. В этом строительном процессе ни в кое случае нельзя вывалиться из сроков и из бюджета. Работа сопровождается еженедельными планерками и жестким координированием действий генподрядчика и подрядчиков.
Когда результат нашего труда начинает вырисоваваться – здание стоит и ландшафт устроен, наступает последний этап - ввод в эксплуатацию. Прямая обязанность ТСЗ на этом завершающем этапе работ - сформировать структуру эксплуатации: службу эксплуатации, состоящую из одного человека или структуры регламентно-технического обслуживания инженерных систем для проведения плановых ремонтов, профилактических осмотров и т.д. Ввод в эксплуатацию включает в себя формирование набора документации, которая позволяет этот дом эксплуатировать: исполнительную документацию, паспорта на оборудование, сертификаты, испытание этого оборудования и пуско-наладку, например, доведение параметров работы систем вентиляции до тех параметров, которые были обусловлены проектом или корректировка показателей заданной температуры и влажности...
Мы готовим подробную инструкцию по эксплуатации объекта, подобную той, которая выдается при покупке машины. Туда же включается фото-отчет со стройки, а так же шифры и пароли всех смонтированных на объекте электронных систем…
Параллельно со сдачей объекта заказчику мы проводим сдачу объекта в эксплуатацию в различные органы Московской области, получаем БТИ, почтовые адреса, проводим сдачу энергоустановок в эксплуатацию, посещаем необходимые инспекции.
Владение алгоритмом построения процесса и наличие скоординированной структуры для реализации подобных задач позволяет нам не только брать на себя ответственность за все, но и гарантирует заказчику ожидаемый результат в конкретные сроки с понимаемым бюджетом.