Архитектор Дмитрий Пшеничников
В рубрике Архитектор месяца - Дмитрий Пшеничников, руководитель архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры», основанной им более 20 лет назад; член Союза Архитекторов России; лауреат государственной и множества профессиональных премий. В портфолио архитектора сотни проектов – от частных зданий и храмовых комплексов по всей России до общественных сооружений, включая Международный Аэровокзальный комплекс Шереметьево Терминал D…
АрхРевю: Какова Ваша оценка сегодняшнего рынка архитектуры и изменений на нем?
Дмитрий Пшеничников: Ситуация на российском рынке существенно изменилась, очевидно, что все перешло в депрессивную стадию. Количество строящихся объектов значительно сократилось. «Рублевка» (Рублево-Успенское шоссе) стоит полупустая, многие из тех, кто построил там дома, разъехались по Европе. Часть наших бывших клиентов сегодня обживается за рубежом: во Франции, Англии, Швейцарии. А архитекторы, построившие для этих заказчиков дома в России, теперь проектируют им жилье, выезжая в Европу. «Наших» зовут туда не случайно - существует значительная разница между российскими и европейскими архитекторами. Отечественный архитектор старается максимально прочувствовать и ответить заказчику на все его пожелания.
Подробнее здесь.
Работать с западными архитекторами сложно, они жестче во взаимоотношениях с заказчиками. Имея собственное представление о том, как должен выглядеть объект, архитектор-европеец предоставляет проект и не слишком настроен на ту глубокую проработку пожеланий заказчика, к которой привыкли и российские архитекторы, и российские клиенты. Углубленный подход к клиенту - у западных зодчих не в традиции. При этом наши заказчики более требовательны к идеям и качеству отделки. Поэтому происходит экспорт не только архитекторов, но и российских производителей, которые изготавливают, например, столярные конструкции зачастую лучше и качественнее, чем европейцы…
Подробнее здесь.
АрхРевю: Как Вы оцениваете последние интерьерные тенденции?
Дмитрий Пшеничников: Вкусы заказчиков на длительном срезе менялись. С расширением кругозора из вульгарности и напыщенности заказчики уходят в культуру, в наследие, в искусство... Не так давно заказчица захотела построить дом в стиле Райта и ради того, чтобы прочувствовать эту стилистику и атмосферу, которую она создает, поехала в Америку, посетила и изучила воочию постройки Райта… Это уже другой подход к месту, в котором мы живем или собираемся жить. Это отношение к дому как к эстетической среде, которая формирует сознание и, как известно, воспитывает…
АрхРевю: Вы говорите о больших, дорогих объектах?
Дмитрий Пшеничников: Независимо от площади и даже от бюджета, интерьер и подход к нему – это всегда вопрос отношения архитектора к проекту. Нельзя относится к объекту как к наработанному шаблону, тогда этим неинтересно заниматься. С точки зрения коммерции, возможно, это правильно, но творчески - неинтересно. А профессия архитектора творческая. Мы все и всегда делаем особенным, поэтому из любого объема пытаемся сделать драгоценную шкатулку.
АрхРевю: С чего начинается и как происходит ваша работа с клиентом?
Дмитрий Пшеничников: В подходе к работе над проектом для нас важно взаимопроникновение. Иногда с заказчиком чувствуешь себя единым целым в понимании, общности представлений, адекватности в пожеланиях… Бывает, что приходит человек, который уже сменил 3-4 архитекторов, и это определенно трудный заказчик… Как правило, все начинается с человеческого общения, потом достаем книги по искусству и вперед. Здесь очень важно понять, что нравится и обойтись без определений. Потому что с точки зрения терминологии та же «классика», например, в понимании архитектора и заказчика порой совершенно разные понятия. Поэтому без определений, а на примерах нащупываем вкус, эстетические пристрастия…
Подробнее здесь.
Нам очень помогает возможность работать в разных стилях, в любом направлении. Мы строили все: дома в стилистике Райта, французские замки, резиденции в ар-деко… Любой проект всегда новая интересная история, которая занимает 2-3 года жизни. И в этот период многое может меняться «по ходу». Бывало, начинали строить дом в скандинавском стиле, а потом этот дом полностью видоизменялся, воплощая стилистику ар-деко. Дело в том, что в заказчике проснулся вкус к живописи, к искусству, и все стало меняться. Ведь когда работаешь над проектом, не только формируешь культурную среду, но и делишься знаниями. И человек включается, открывается, начинает постигать и даже осознает, что архитектор для него делает…
АрхРевю: Каковы Ваши приоритеты в работе?
Дмитрий Пшеничников: Вся архитектура стоит на трех китах – польза, прочность, красота. Это вечная триада, которая подразумевает функциональность, грамотность проектирования и соответствующую задаче стилистику. Функциональность – это максимальный комфорт проживания для заказчика и его близких, включая не только их численность, но и интересы, увлечения, традиции, образ жизни каждого. Функциональность очень зависима от бюджета. Пристрастия к спорту, коллекционированию, СПА- культуре – все это очень затратные статьи и реализовать их в проектах домов без внушительного бюджета невозможно.
Подробнее здесь.
Грамотное проектирование обеспечивает надежность постройки. Стилистика определяет пространственное решение. Взаимопроникновение этих трех составляющих ведет к созданию сбалансированного архитектурного решения. Приоритеты не меняются.
АрхРевю: В чем разница в работе над частным и общественным интерьером?
Дмитрий Пшеничников: Между частными и общественными объектами существует колоссальная разница. В частных проектах, максимально исследовав пожелания заказчика, мы воплощаем то, что близко клиенту. Бывает, проект как маятник – от жены к мужу, у которых могут быть разные вкусы, пожелания. А их надо объединить. И это очень сложно для архитектора… В общественных объектах – полная свобода. Именно здесь можно использовать все лучшее, самое интересное и современное в архитектуре. Есть определяющие моменты и ограничения по функции и бюджету, но в общественных проектах мы всегда вольнее обращаемся с тем, что делаем. Язык архитектуры меняется, и можно использовать его, двигаясь на современной волне.
Аэровокзальный комплекс Шереметьево 3. Подробнее здесь.
АрхРевю: Есть ли у Вас материалы-фавориты?
Дмитрий Пшеничников: Архитекторы всегда отслеживают все новое, это часть профессии. Меня захватывают современные технологии. Например, светопроводящий бетон, новый композитный материал со свойствами обычного бетона. В его толще расположены сотни тысяч отптоволоконных нитей, которые освещают бетон изнутри. Вдохновляет новая фантастически прогрессивная технология 3D печати зданий. Наша научная база – Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В. А. Кучеренко, один из ведущих отечественных институтов в области строительства разработал эту технологию. Мы взаимодействуем несколько лет и с нашими учеными тестируем этот метод. Когда технология 3D печати зданий начнет активно внедряться, в архитектуре произойдут кардинальные изменения. Прямые стены – это же технологическая необходимость. А ведь с точки зрения человека прямой угол - агрессивная геометрия. Будущее - за плавными линиями. Реализовать биоморфную архитектуру можно и сегодня, но это стоит несметных денег. Новая технология позволяет любую форму моделировать в компьютере и создавать здания сложной геометрии… Этот переворот не за горами. И это вдохновляет!
Аэровокзальный комплекс Шереметьево 3. Подробнее здесь.
АрхРевю: Есть ли у Вас заказ мечты?
Дмитрий Пшеничников: Такой заказ уже состоялся. Для Роскосмоса мы разработали концепцию космодрома Восточный. Спроектировали современный город - наукоград с туристическим кластером, аэропортом, учебным центром, музеем… Сделали Город Будущего с использованием последних технологий и сложным инженерным оснащением. В 2008 году этот проект был широко продемонстрирован на российском ТВ.
Архитектурная концепция Космодрома Восточный
Однако ИПРОМАШПРОМ (Институт проектирования предприятий машиностроительной промышленности) - организация, которая конструирует стартовые столы, ангары и так далее, взяла проектирование космодрома Восточный на себя, мотивируя тем, что гражданский архитектор проектировать такой объект не может… История получила продолжение. В то время как у нас приступили к возведению каких-то кошмарных, не имеющих отношения к архитектуре домов, наша концепция наукограда начала угадываться в строящемся Китайском космодроме Вэньчан на острове Хайнань (начало строительства 2009 г.– прим ред).
Архитектурная концепция Космодрома Восточный
Китайский проект очень понравилсь новому руководству Роскосмоса и на одном из совещаний на высшем уровне именно он был приведен как пример должной новой архитектуры. И сопровождался вопросом: что же мы так проектировать не умеем?...
Архитектурная концепция Космодрома Восточный