Архитектор Ольга Кушнарева-Леоне
Она – одна из немногих российских архитекторов, которые давно, успешно и много работают в Европе. В нашем разговоре подробно о специфике европейского интерьерного рынка, о заказчиках, их вкусах, о подрядчиках и согласованиях проектов. Словом, о том, как у них там по сравнению с тем, как у нас тут… Интервью архитектора Ольги Кушнаревой-Леоне, основателя архитектурного бюро Olga Kushnareva-Leone Architecture&Design в интервью порталу АрхРевю
В чем заключается основное отличие европейских проектов по сравнению с российскими? Какова специфика и есть ли она в зависимости от страны?
Ольга Кушнарева-Леоне: И в России и в Европе требовательный заказчик с высоким бюджетом на проектирование и строительство своего объекта ожидает от нас одного – индивидуального подхода к его проекту, к его восприятию и пониманию комфорта и красоты в доме, значения для него планировочного решения или каждого отдельного предмета. Сколько у нас заказчиков, столько и мнений по поводу прекрасного и качественного. Ни география проживания, ни тем более национальность или гражданство на взаимоотношения архитектора и заказчика не влияют.
Кто в основном является Вашими заказчиками в Европе?
Ольга Кушнарева-Леоне: Самые разные люди – молодые пенсионеры из Швейцарии, которые инвестируют свои накопления в дома на юге Франции, наши соотечественники в Монако, владельцы недвижимости из Саудовской Аравии, парижане, обустраивающие свои летние резиденции на Лазурном Берегу…
Подробнее об объекте
Почему на Ваш взгляд российские заказчики, находясь в Европе, выбирают российских архитекторов?
Ольга Кушнарева-Леоне: Мне кажется, мода на архитекторов-иностранцев у россиян окончательно прошла и после большого отрицательного опыта трансформировалась в желание работать только со «своими».
Как выбирают архитектора европейцы?
Ольга Кушнарева-Леоне: Это зависит от задачи, если это сложное строение, то ищут местного архитектора со связями, что бы, как им кажется, избежать проволочек и обойти некоторые ограничения. Иногда основной аспект - стоимость проектирования. Европейцы очень прижимисты. Но если речь все-таки о «доме мечты», то ищут профессионалов в данной стилистике.
Для европейских заказчиков важно наше реноме специалистов в классических стилях и так как у нас не много конкурентов на юге Франции, то достаточно показать наши лучшие проекты, чтобы заинтересовать их еще больше.
Подробнее об объекте
Работаете ли Вы с объектами исторической европейской застройки? Каковы особенности работы со старым фондом, что разрешено делать?
Ольга Кушнарева-Леоне: Работаем с большим удовольствием, хотя с такими объектами безусловно работать намного сложнее. Но если здание нравится, оно и воодушевляет на работу с большим интересом.
Опять же каждое строение имеет свои «ценные» для региона стороны и детали, которые можно заменить или значительно изменить. Был случай, когда мы могли надстроить целый этаж у крыла здания, но ни в коем случае не трогать цветок из керамики под коньком кровли, так как именно такие цветки были практически на всех зданиях в данном регионе в ХIХ веке, и их мог видеть Наполеон, когда возвращался с острова «Елены».
Каков регламент такой работы?
Ольга Кушнарева-Леоне: Самое главное, это согласовать проект в соответствующих органах, если вы получили согласование, то далее никаких препятствий и каких-то особенных сложностей возникнуть не должно (предполагается, что все вы уже учли в процессе проектирования). Затем надо подать документы об окончании и дождаться специальной комиссии, которая ваш объект примет. На это, по закону, в зависимости от региона, отводится определенное количество месяцев.
Очень часто комиссия так и не появляется, и тогда объект считается принятым автоматически. Данные о согласовании построенного объекта лучше запросить в соответствующих органах и передать с полным пакетом документов заказчику. Тогда ваша миссия точно выполнена на 100%.
Подробнее об объекте
Существует ли отличие в подаче проектов? Как Вы представляете проекты российским и европейским заказчикам?
Ольга Кушнарева-Леоне: Мы выполняем проекты и в России, и во Франции абсолютно одинаково: тот же набор документов и то же качество проработки с обязательными очень подробными 3D визуализациями. Мы их выполняем, даже если речь идет о новом декоре для квартиры. Заказчики должны видеть и понимать не только объемы, но и сочетание предлагаемых фактур и по-новому расставленные цветовые акценты.
Но если в России наши заказчики, избалованные уровнем сервиса во всех аспектах жизни, принимают качество наших проектов как само собой разумеющееся, то в Европе мы просто купаемся в комплиментах и восторженных отзывах. Это очень приятно!
Существуют ли различия в работе с подрядчиками? Плюсы-минусы
Ольга Кушнарева-Леоне: Хотелось бы ответить стандартной вежливой фразой о том, что везде есть ответственные профессионалы и безответственные халтурщики, но правда заключается в том, что реализовывать в России (особенно в Москве) сложные и дорогие объекты надежнее и эффективнее.
Во-первых, некоторых специалистов найти практически невозможно, так как многие виды отделок не востребованы в Европе уже десятилетия. Или таких специалистов очень мало, они не готовы работать в сжатые сроки и выполнять авторские проекты. А самое главное, нести ответственность за качество своей работы.
Некоторые специалисты не проходят проверку стандартов качества и сложности. Например, мы пользовались услугами специалиста по обивке мебели, и все было вроде бы в порядке, пока дело не дошло до действительно сложной формы придуманного нами изголовья для одного отеля в Альпах. Пришлось за свой счет вновь закупать очень дорогую кожу с вышивкой, производить обивку в России и с большими сложностями, в ковид, доставлять изделие в Куршевель.
Мы практически не заказываем столярные изделия во Франции. Иногда в Италии и в Великобритании (хотя после Брексита доставлять британские изделия в Европу стало сложно и дорого), но все равно они уже не дотягивают до уровня качества и сроков исполнения как проектной документации, так и самих изделий российского производства.
Хотя уровень лепнины и работ, связанных с лепным декором, видимо из за большого количества исторических зданий и необходимости поддерживать оригинальные интерьеры, все еще очень хороший.
А когда мы работали над проектом в Иордании, то нам пришлось везти туда и лепщиков. Зато, как оказалось, там умеют изготавливать отличного качества отделку для штор – тесьму, бахрому, кисти, нисколько не уступающие самым роскошным итальянским и французским образцам.
Подробнее об объекте
Расскажите, пожалуйста, про европейскую интерьерную моду.
Ольга Кушнарева-Леоне: Уже второе десятилетие мы наблюдаем за увлечением европейцев современными стилями – самым модным и роскошным домом считается эффектное строение из стекла и бетона с большими панорамными окнами. В таких домах редко создают сложные интерьеры. Но к нам обращаются люди либо за полностью классическим проектом, либо, и это тоже неугасающая тенденция, за адаптацией более современного интерьера к классическому строению.
Заказчики покупают красивый исторический загородный дом и приглашают нас создать легкий и модный интерьер, попутно вписав в него коллекцию современного искусства.
Европейские и британские архитекторы и дизайнеры очень успешно работают с такими проектами, и мы с удовольствием вдохновляемся их удачными находками. Этот тип проекта, пожалуй, сейчас самый востребованный в Европе.