Архитектор Екатерина Кузнецова
С архитектором, дизайнером и художником-декоратором Екатериной Кузнецовой говорим об опыте работы над интерьерами премиум, их особенностях и индивидуальности, о современном искусстве и художественных акцентах. Рассуждаем о специфике взгляда на арт «из интерьера», о разнице и общем в профессии дизайнера и художника, об авторском интерьерном декоре… В рубрике Архитектор месяца Екатерина Кузнецова, креативный директор бюро Domus Optima, автор линии интерьерного декора Domus Optima Decor.
У Вас, по сути, две профессии: художник и дизайнер. Насколько они разные?
Екатерина Кузнецова: Я начну с того, что их объединяет - гармонизация пространства и человека. И это самое главное. В моем случае одно логично вытекает из другого. Заказчику нужен классный стильный интерьер, модный и актуальный. Дизайнер тоже стремится к этому. Но если идешь только за этим, все время получается приблизительно одно и то же. Индивидуальность сложно выразить через обои. Но можно через декор, через художественные акценты.
В интерьере всегда есть акцентные плоскости, которые буквально просят доработки. Надо только найти нишу, где можно черпать красоту. И очень внимательно изучать реакции заказчиков. По моему опыту и наблюдению сегодня ни конкретные сюжеты, ни концептуальные идеи заказчикам не заходят…
Подробнее об объекте
Поговорим о вашей дизайнерской ипостаси. Вы много лет плотно работаете в интерьере, профессионально глубоко в теме, участвуете в Премиях. Что для вас является основополагающим в интерьере?
Екатерина Кузнецова: Я работаю с очень разными объектами. Есть идеал: большие пространства, огромные окна, высокие потолки, но реальность иная. Поэтому всегда ищешь способы гармонизировать. Залог хорошего интерьера – это гармоничная планировка. На своих объектах применяю яхтенный принцип организации интерьера: максимальная функциональность и все визуально «неглавное» – за панели. На яхте этот принцип, в первую очередь, обеспечивает безопасность, а в жилище – дает визуальную чистоту.
Мы принимаем решение с заказчиком, что надо и хочется оставить в зоне видимости: книги, посуду и тд., в этом у каждого – свои приоритеты. Остальное скрывается за панелями. Это очень практично, еще и с точки зрения возможности смены интерьера, в любой момент все можно очень легко поменять: текстиль, свет, декор, акцентную мебель. Мне не близок театральный подход – шкафы, тумбы, все - вдоль стен как на сцене.
Разумеется, можно дозировать и создавать вполне декоративный интерьер, но все же мой принцип – художественные акценты. Уже на этапе проектирования, даже когда проекта, по сути, еще нет, я определяю плоскости и точки, которые просят арта. А договорившись с заказчиком в какой образ и настроение уводить интерьер, понимаю, что конкретно пойдет на какую плоскость.
Подробнее об объекте
Как Вы строите работу с заказчиком? Как выстраиваете интерьер? Похоже ли это на создание образа заказчика?
Екатерина Кузнецова: В каком-то смысле да, интерьер – это портрет заказчика. Знаете, в процессе работы заказчики меняются. Пройдя долгий путь с дизайнером (а создание интерьера – очень большая работа) заказчики, как правило, многое узнают, оттачивают вкус, расширяют свои представления о красоте. И тот портрет, о котором мы говорим, он должен соответствовать не тому, что было в начале пути, а тому, к чему все пришло в итоге… Поэтому интерьер – это художественный образ заказчика – так точнее!
Изменились ли в последнее время запросы заказчика по сравнению с прежними? Ответьте, пожалуйста, в формате: «было-стало»: на какие аспекты жилой среды клиенты обращали большее внимание раньше и какие сегодня вышли на первый план, например, технологичность, визуальная составляющая, сокращение бюджета и т.п... И как это отразилось на вашей работе?
Екатерина Кузнецова: Каждый заказчик и его дом – это целая отдельная глава жизни. Требования и пожелания максимально индивидуальные. Если 10 лет назад клиент произносил фразу «хочу что-то похожее» и показывал пару фото, то теперь, как в концепции интерьера, так и в деталях его реализации. К нам приходят за таким подходом. Отсюда и собственные разработки в части конструктива, авторского декора, мебели и надежные производственные мощности для реализации решений.
Подробнее об объекте
Как Вы вернулись в изобразительное искусство? Что меняется в подходах к творчеству при таком пути - «из интерьера» в искусство?
Екатерина Кузнецова: Я вернулась в декоративное искусство с полным пониманием, как много можно сделать! Ведь потребности интерьера очень велики. Он требует и плоскостных, и объемных решений, он требует фактур, эффектов…
Очень многое меняется, если идешь «из интерьера»: видишь точки, понимаешь готовность/неготовность заказчика к определенным вещам, имеешь четкий взгляд на масштаб, на тематику. Архитектор – единственный, кто видит на объекте все.
Я отличаюсь от художника тем, что в основе моих работ сам интерьер с его потребностями в эмоциональном расцвечивании и привнесении индивидуальности.
Современное искусство - характерное, авангардное. Художник, следуя собственной концепции, выражает в ней себя. Порой заказчик не в силах потянуть эту энергетику, не всякий интерьер требует концептуального искусства.
Случается, что статусные заказчики не хотят, чтобы выбор предметов интерьера и декора отражал их как личность, чтобы некая концепция ассоциировалась с их собственным внутренним миром.
У меня сложилось достаточно доводов за современный нейтральный интерьерный декор, где в основе эмоции сочетание фактур, материалов, форм. Объекты, которые подчеркивают замысел проекта, и, одновременно, придают уникальность зонам с паузами в вертикальных плоскостях.
Архитектор Екатерина Кузнецова
У вас очень разные работы, с богатой пластикой, из разных материалов, акцентные, нейтральные… Расскажите о специфике интерьерного арта, Вы знаете о нем как никто другой.
Екатерина Кузнецова: Мне близка идея работы с реальными живыми материалами и, что важно, с их комбинациями. Имея возможность делать то, что сейчас делают немногие, я соединяю разные технологии, работая с металлом, керамикой, кожей, формирую эмоциональный отклик на сочетание фактур.
Важно показать красоту натуральных материалов, я не ограничиваю себя перечисленными, много идей и понимания, как это реализовать.
Мне хотелось предложить декор в стиле musique d’amueblement, некой фоновой музыки для интерьера. И мои работы создают такой настрой, не требуя сосредоточенности в восприятии. Они рождают некие ассоциации у наблюдателя, не определяя или ограничивая их четкой концепцией автора.
Архитектор Кузнецова Екатерина
Без арта сейчас нет, пожалуй, ни одного интерьера высокого уровня. Архитекторы и дизайнеры проектируют сами, заказывают у мастеров. Работаете ли Вы с чужими проектами?
Екатерина Кузнецова: Мы создаем интерьерный декор, мебель, сложные инженерные объекты для проектов коллег не первый год. Многим импонирует, что мы говорим с ними на архитектурном языке, я вижу пространство их глазами, понимаю задачи и даю возможность проявить нужные эмоции.
И необычный вопрос: есть ли мода в интерьерном арте? И что сейчас наиболее актуально?
Екатерина Кузнецова: Мода - момент, когда что-то спустилось на уровень массмаркет. То, что не назовешь единичным. Сейчас на волне популярности «имитационный» формат декора: гипс, коллажи из загипсованной ткани, работы из смолы, барельефы. Это то, что в руках дизайнера, декоратора помимо предложений концептуального искусства от галерей. И то, и другое находит свое место в современных интерьерах. Середины нет. Вот ее и стоит создать!
Архитектор Екатерина Кузнецова