Дмитрий Пшеничников, архитектор, основатель Архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и Партнеры»
Дмитрий Пшеничников, архитектор, автор более сотни проектов самого широкого спектра, руководитель архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры», основанной более 20 лет назад; член Союза Архитекторов России; член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации при Синоде Русской Православной Церкви, лауреат государственной и множества профессиональных премий. Сегодня мы поговорим о самых насущных вопросах современной российской архитектуры, вспомним прошлое и заглянем в будущее…
Каким Вы видите будущее архитектуры в России?
Дмитрий Пшеничников: Нашу будущую архитектуру хочется видеть выразительной и более аутентичной. Множество отечественных архитекторов, которые профессиональны и очень талантливы, как раз и могут привнести это новое и самобытное. Сама наша архитектурная школа очень сильна, она готовит творческих и сильных архитекторов. На мой взгляд, текущее состояние дел в архитектурной отрасли чаще говорит о предпочтении иностранным компаниям и архитекторам. Отмечаю чрезмерное увлечение голландско-датской архитектурой, которая автоматически переносится на нашу почву. И меня это огорчает. Мнение о превосходстве европейской архитектурной школы и слабости российской я не разделяю абсолютно…
Золотая миля, Благовещенск. Разработка концепции
На днях с неудовольствием прочитала интервью с неким российским дизайнером, художником по образованию, рассуждающим о том, что нет никакой уникальной российской архитектуры, и все, что есть у нас, привезено европейцами…
Дмитрий Пшеничников: Вероятно, этот человек плохо образован. В России испокон веков абсолютно самобытные архитекторы создавали собственную богатую традицию национальной архитектуры. Начиная с до монгольского периода, из перенесённой Византийской каменной архитектуры она преобразилась в архитектуру Владимиро-Суздальскую. Ее ярчайшими образцами являются Храм Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский Соборы во Владимире. В послемонгольский период возникло абсолютно самобытное русское шатровое зодчество, ставшее величайшим из вершин мировой архитектуры. При этом оно не было статично, оно развивалось и отличалось поразительным разнообразием. Вспомним Киевскую Русь, Великий Новгород, Владимиро-Суздальскую Русь… Покровский собор Василия Блаженного XV века создал Барма Постник, русский зодчий из Пскова. Поражает, насколько, местная псковская архитектура отличается от того, что он создавал в Москве, Свияжске, Казани. В числе построек этого псковского зодчего и Южные стены и башенки Кремля, и Благовещенский собор в Казани, Успенский Собор в Свияжске…Еще одно качество русского зодчества - оно всегда отражало эпохи. Те же Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного) в Москве – это глобальная постройка, на века отразившая дух и величие страны!
Одновременно русская архитектура всегда впитывала все, что в нее привносилось извне, но перерабатывала и выдавала нечто большее и самобытное. И наоборот, те европейские архитекторы, которые строили в России, обогащались ее традициями. Например, архитектор Аристотель Фиорованти, который построил Успенский Собор в Кремле, взял за основу Успенский собор во Владимире – шедевр белокаменного русского зодчества, расписанный Андреем Рублевым. Храм в 1158—1160 годах был построен русским князем Андрей Боголюбским.
А традиционные хоромные постройки - русские Терема! Пример - Теремной дворец на территории Московского Кремля. Царский Терем построен в 1635-1636 годах русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым и Ларионом Ушаковым. Эта 5- ярусная ступенчатая конструкция с открытыми гульбищами и лестницами с Золотым крыльцом и традиционным для России декором. Там и резьба по дереву и камню, и кирпичные ширинки, и орнаментальная плетёнка, и керамические изразцы. Кстати, керамика на Руси использовалась очень широко, даже сегодня можно увидеть сохранившийся керамический фасад Крутицкого подворья, старейшего в Москве, основанного в ХIII веке.
В истории России власть не единожды обращалась к западным архитекторам. Однако западные традиции, попадая на национальную почву, переосмысливались и проявлялись в самобытном воплощении различных стилей барокко, рококо, готики, ампира. Когда в середине XIX века происходит возвращение к русской архитектуре допетровского времени, наступает время мощного возрождения национальных традиций. Тогда период «возглавил» замечательный архитектор Василий Косяков, автор Морского собора в Кронштадте. Период русского модерна - это Федор Шехтель, его проекты, например, особняк Рябушинского в Москве, вошли во все архитектурные хрестоматии мира.
Особый этап в истории, имеющий общемировое значение - советский конструктивизм. Он определил язык всей современной мировой архитектуры, став ее основой. Это Мельников, Леонидов, Черняхов. Но, как сказал Суворов: «Нет пророка в своем Отечестве». И это по-прежнему актуально. Уверен, Россия должна развивать свою национальную аутентичную архитектуру, учитывая богатую культуру и традиции.
Аэропорт Севастополь. Проект реконструкции
Как вы относитесь к положению о том, что современная архитектура достаточно универсальна. Это же общемировой принцип?
Дмитрий Пшеничников: И все таки каждая страна имеет свои уникальные черты в современной архитектуре, у японцев - свои, у голландцев – свои, как и у австрийцев… И это очень важно! Нам очень нужно понимание этой своей уникальности, а также целостности и традиционной композиции русских городов. Только так возможно сохранение и развитие нашей богатейшей культурной базы…
И в этой связи для российских архитекторов остро встает вопрос защиты авторских прав, сегодня они распространяются только на чертежи, но не на построенные объекты. Мировая практика другая: согласно ей заказчик/собственник здания не имеет права менять что-либо без обращения к автору постройки…
Из насущного также положение градостроительного кодекса, по которому архитектор не имеет права подписывать акт сдачи-приемки объекта, что является неслыханным. Ведь в итоге это снижает качество архитектуры. Человек, который начинает проект с эскизных идей и заканчивает полной его реализацией – это архитектор. Он остается с проектом с первого до последнего дня, как говорится… Так проявляется тенденция к низведению роли архитектора. Ее наглядное проявление – отсутствие имен архитекторов на информационных плакатах строящихся зданий, досках с авторами на построенных объектах. Их сегодня нет ни на одном современном здании. А должны быть – имя архитектора и строителя!
С другой стороны, защита архитектурного рынка. В мировой практике этот вопрос решается достаточно бескомпромиссно. Например, во Франции архитектор из Парижа не может работать в Эльзасе, как и в США архитектор не может работать не в своем штате. Он может сделать эскизный проект, но вести рабочий проект и реализовывать его не может. Так защищаются интересы местных архитекторов, всех тех, кто очень долго учится, получая профессию, а потом начинает практику. И это разумно!
Ситуацию на рынке усугубляют и кризисные явления, и непрофессионализм, который всегда расцветает в такие времена. На рынке появляются дилетанты, которые демпингуют и заявляют, что готовы работать за немыслимо малые деньги. Отсюда и результаты, которые мы подчас наблюдаем.
Космодром Восточный. Разработка концепции
Существует ли в мире практика борьбы с демпингом на архитектурном рынке?
Дмитрий Пшеничников: Да, опыт наших латино-американских коллег очень убедителен - все контракты у них заключаются непосредственно через Союз архитекторов. Это позволяет удерживать ценовую политику. Одновременно Союз архитекторов выступает перед заказчиком гарантом качества работы – это тоже очень важно.
Томск. Разработка концепции города
Поделитесь, что Вы думаете о происходящем архитектурном процессе в Москве и в регионах?
Дмитрий Пшеничников: С одной стороны, сложившийся силуэт Москвы с доминантами – сталинскими высотками, которые создавали гармоничную композицию центра города, сегодня меняется и трансформируется. Это происходит подчас неравномерно, отчасти хаотично и местами талантливо. Некоторая часть того, что строится, действительно интересна. Многие архитектурные бюро работают очень достойно и профессионально, проектируя талантливые и очень разные объекты с большим уважением к нашей архитектурной истории. Например, UNK Юлия Борисова, «Атриум» Антона Надточий и Веры Бутко, DNK Даниилы Лоренц, Натальи Сидоровой и Константина Ходнева и многие другие…
Но и вопросов много. Например, квартальная застройка с прямолинейной геометрией улиц. Формирование пространства микрорайонами – не наш градостроительный подход. В России не строили прямые улицы из-за погодных условий и ветров. Традиционно улицы имели сложную геометрию, а на изгибах улиц возводили архитектурные доминанты.
Встают вопросы высотности, она строго регламентируется для культовых построек и не регламентируется для ЖК. Возникают проблемы «гуманности» жилья: девелоперы строят квартиры площадью по 11, 6 кв. м! И эта площадь, включающая все, в том числе кухню и санузел…
Если говорить о России, где многие годы ориентируются «по Москве», там тоже применяется методика квартальной застройки «окно в окно» с дворами колодцами, без организации внутренней среды. Но есть и позитивный опыт: Нижний Новгород, где, кстати, в подавляющем большинстве работают местные архитекторы; Казань – там явно выражено стремление проявить и выразить свои традиции через архитектуру. И такой вектор мне очень близок!
Сама наша профессия – гиперответственная, ведь архитектор, который являет собой конгломерат знаний, талантов, умений, он формирует среду, создает ее образ на десятилетия. И отражает эпоху в меру своих возможностей. Именно поэтому настоящий архитектор должен быть одновременно художником, скульптором, инженером и при этом обязательно духовным человеком…
Олимпия. Город спорта. Разработка концепции