Сегодня ситуация с галереями и музеями в Москве такова: крупных галерей в столице мало, и все они либо хорошо известные старые, либо сориентированные на современное искусство новые (от «Винзавода» до «Гаража»). Классическое искусство в нашей стране именно в частных галереях никогда представлено не было. Причины на то разные: массовый вывоз предметов искусства за границу, уничтожение произведений древнерусского искусства в советский период, функционирование устаревших законов по ввозу-вывозу антиквариата и вообще предметов искусства в стране.
В том, что в Россию стали приходить западноевропейские (преимущественно, парижские и лондонские) галеристы с уникальными коллекциями, помог мировой финансово-экономический кризис. Если раньше они были нацелены на США, то сегодня – на Россию.
Галерея – это целый организм, и выставочные залы – лишь видимая верхушка айсберга. Помимо экспозиционных площадей, она включает в себя технические и складские помещения, где предметы искусства хранятся и распаковываются. Зачастую их площади превышают объемы выставочного пространства.
Длинным коридором галерея идет от зоны ресепшен до так называемого «разводного фойе» с гигантской люстрой, откуда посетитель может попасть в залы музея, расположенные по обе стороны от галереи, и дальше до самого большого и высокого зала. Фото проекта - Volkhonka Fine Arts Centre.
Искусство требует специфических условий хранения. Во-первых, в помещениях нужно создать определенный микроклимат, для чего на этапе проектирования заложить массу технических проводок, чтобы обеспечить правильный температурный режим. Во-вторых, важно оснастить пространство специализированными осветительными системами: мобильными (чтобы корректировать направление световых потоков в зависимости от развески полотен), с профессиональными лампами, свет от которых распространяется ровно по всей поверхности полотна (не бликует) и чье излучение не портит красочный слой. В-третьих, особую роль играет система безопасности: когда мы создавали Центр изящных искусств на Волхонке, нужно было так организовать вход в галерею, чтобы в него могла въехать бронированная машина с картинами. По правилам страховых компаний, доставать предметы искусства из машины можно только на территории выставочной площадки, а не на складе.
Фото проекта - Volkhonka Fine Arts Centre.
Обратите внимание, как устроены крупные музеи: наиболее ценные полотна в них расположены в залах, где нет естественного света. В помещениях же, куда дневной свет проникает (холлы, фойе), всегда размещаются вещи второстепенные… Таков негласный принцип развески картин.
Опытным путем мы пришли к выводу, что оптимальным фоном, на котором предмет искусства любого стиля будет выглядеть эффектно, является серый цвет.