Секреты дизайнеров - красота и польза витража.

Лейла Аль-Нуман и Александр Глазков, руководители студии «Александрия»

Алина Абдуллина, креативный директор портала АрхРевю

Цветные стёкла витражей ассоциируются со светом и праздником. По силе эмоционального воздействия они не уступают произведениям искусства и, как говорят архитекторы, способны «держать» стену, формируя настроение пространства в целом...

Цветные стёкла витражей всегда ассоциируются со светом и праздником. По силе эмоционального воздействия они не уступают произведениям искусства и, как говорят архитекторы-профессионалы, способны «держать» стену, формируя  настроение пространства в целом. Эти качества делают витраж чрезвычайно привлекательным элементом интерьеров ресторанов, баров и кафе.

Существуют некоторые особенности проектирования и установки витражей в этих зонах.

Витражная перегородка в кафе магазина «Интероптика» (Москва, Нахимовский проспект). Студия «Александрия». 2003г.

Лёгкая, светоносная перегородка – прекрасное решение для зонирования помещения. Если размер отдельных частей полотна довольно большой, то фрагменты обязательно нуждаются в укреплении.

Есть несколько способов придать витражному полотну дополнительную прочность. Во-первых, при изготовлении витражей для общественных зон всегда используют так называемую усиленную ленту, протяжку со стальным сердечником. Во-вторых, часто ещё в процессе проектирования предусматривают защиту витражного полотна с помощью подложки из пятимиллиметрового оконного стекла. Естественно, это ведёт к необходимому усилению конструкции рамы, в которую будут вставляться фрагменты.

Кажущаяся лёгкость конструкции и витражного полотна – результат точного расчёта.

Важный момент, о котором ни в коем случае нельзя забывать, - реставрация. Возможность реставрации должна быть предусмотрена всегда. Каждый фрагмент должен быть смонтирован так, чтобы при необходимости его можно было бы легко демонтировать и затем смонтировать вновь.

«Старый город», витраж в ресторане комплекса «Международный» (Москва). Интерьер и идея витража: компания «Сервис-парк», эскиз и исполнение: Студия «Александрия», 2008 г.

«Старый город», витраж в ресторане комплекса «Международный» (Москва). 

Ещё один тип витража – витраж-стена. Такая конструкция активно расширяет и меняет пространство.

Значимый вопрос – проблема грамотной подсветки витражей. Это может быть как естественное (в случае установки на окно, либо перегородкой на просвет), так и искусственное освещение. В случае, если полотно должно быть установлено на глухую стену, подсветка должна быть принудительной. Архитектор решает, будет ли это ниша, либо, наоборот, витраж будет установлен в специальный короб, внутри которого будут смонтированы светильники. Универсального решения нет, но общие рекомендации по конструкции и установке просты:

  • Каждая часть витража должна быть открывающейся (замена светильников должна быть лёгкой и не требовать специального выезда мастера).
  • Светильники не должны нагревать внутреннее пространство ниши (короба).
  • Светильники не должны располагаться на плоскости непосредственно за витражом, а прятаться за специальными шторками. Свет должен быть направлен не на стекло, а на эту плоскость, освещая витраж отражённым светом.
  • Стена за витражным полотном должна быть ровная, выкрашена в белый цвет.

К сожалению, правила эти не всегда получается соблюдать. Часто витраж закрывает технические лючки, за ним могут проходить строительные балки, гофр вентиляционного оборудования и прочее. В этом случае проблема равномерной подсветки более серьёзная и должна решаться специалистами по освещению.

Фрагмент витража в комплексе «Международный».

Фрагмент витража в комплексе «Международный».

Хороший художник всегда отрисовывает свой эскиз, сразу же закладывая перемычки конструктива, либо намеренно выявляя его и делая «скелетом» композиции. Либо скрывая, как произошло в этом случае.

«Леди Годива». Центральный витраж в ресторане гостиницы «Милан». Студия «Александрия», 2010г. Автор интерьерного проекта: Румянцева Елена. Смотрите подробнее объект

«Леди Годива». Центральный витраж в ресторане гостиницы «Милан». Автор интерьерного проекта: Румянцева Елена. Смотрите подробнее объект.

В случае масштабных проектов, когда витражи являются системообразующим элементом интерьера, необходимо понимать, что его композиционное решение, тема и колорит должны соответствовать общей задаче. Для этого необходима непрерывная связь архитектор – витражист. Тогда на каждом этапе работы - от графического форэскиза до подбора стёкол - автор интерьера имел возможность контролировать процесс и корректировать творческую работу, если необходимо.

Так произошло, например, при проектировании и исполнении витражей в ресторане гостиницы «Милан». И авторы эскизов, и архитектор, и заказчик получили удовольствие от вовлечённости в процесс. Когда архитектор и художник-витражист говорят между собой на профессиональном языке, это всегда приводит к предсказуемому и хорошему результату.

Крупным планом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация

Орфография и пунктуация авторов сохранена

Татьяна Кострова 12:25 13.09.2011


Очень интересный материал. Спасибо.
Расскажите, как ухаживать за витражами?

Лейла Аль-Нуман 13:44 13.09.2011

уход за витражами
Татьяна, витраж, если он выполнен по классической технологии, не требует никакого специфического ухода. Помыть его можно с помошью любого стеклоочистителя, и даже водой.
Главное - не чистить никакими жёсткими щётками , т.к. можно содрать патину, которой покрыта протяжка. ))Такой случай был в нашей практике: домработница надраила витраж до блеска чем-то вроде Пемолюкса. Но и это исправимо: мы приехали и запатинировали его на месте.

Мастер-класс / все
В Доме Радио стартовала реставрация
Мастер-класс / все
XXXII фестиваль «Зодчество»
Разговор на тему / все
Кукрыниксы. Карандашом разящие…
Мастер-класс / все
Всероссийский ландшафтный конкурс. Финалисты
Мастер-класс / все
Третьяковка: «Добрый музей»
Мастер-класс / все
Международный «Золотой Трезини-2024»: финалисты
Мастер-класс / все
Архитектура. Игры по фасаду
Мастер-класс / все
Деревянный дом. Двери и мебель - особенности
Мастер-класс / все
Русский дизайн в «Русском доме»
Мастер-класс / все
Усадьба Успенское. Больше, чем музей
Мастер-класс / все
Премия «Золотой Фотон 2024. Выбор умного города»
Мастер-класс / все
АРХИWOOD 2024. Итоги
Архитектор месяца / все
«Сегодня заказчик хочет понимания собственной уникальности и ее отражения в интерьере»…
Мастер-класс / все
Путеводитель по современной архитектуре
Разговор на тему / все
Российский дизайн в Китае
Архитектор месяца