Особняк на Мясницкой (чем не дворец) опять попал в историю, вернув себе некогда оглушительную славу одного из самых модных мест светской Москвы. Сегодня он в привычной благородной роли почтенной театральной площадки для Нового театра …
Принцип непосредственного «вхождения в историю», максимально комфортный для современного человека, все более глубоко проникает в сегодняшнюю жизнь. И обретает самые разные виды: от редевелопмента и исторически достоверных реконструкций, о которых мы подробно рассказываем, до культурно-просветительских форм, например, театральной.
Иммерсивный проект Нового театра – спектакль, разворачивающийся в роскошной старинной усадьбе Салтыковых- Чертковых, стирает грани истории. Он не просто погружает в контекст, а примиряет понятия «тогда» и «сейчас», объединяя историю, интерьеры, посетителя и героя постановки.
Трехэтажный исторический особняк ХVIII века в стиле классицизма, возведенный по проекту архитектора Семёна Антоновича Карина в 1787 году, изначально исполнял высокое предназначение. Просветитель Александр Чертков устроил здесь библиотеку, основу которой составила его частная коллекция рукописей и редких книг. И открыл ее для общественного пользования. Именно здесь Л. Н. Толстой создавал «Войну и мир», а спустя полтора века здесь же снимались исторические серии «17 мгновений весны»…
Далекое прошлое особняка, по сути, сложение двух величин: архитектора Семёна Карина, работавшего в команде В. И. Баженова, занимавшегося перестройкой Монетного и Старого Гостиного двора, возводившего роскошные особняки московской знати. И Александра Черткова, легендарной личности, русского учёного, члена-корреспондента Петербургской академии наук, археолога, историка и нумизмата, председателя Московского общества истории и древностей Российских, одного из учредителей Московской (общедоступной) школы художеств.
Особняк помнит и головокружительные истории жизни богатейших знатных, почетных и выдающихся москвичей, и немыслимые роскошные балы, и театральные постановки домашнего театра, и гостей, среди которых А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Гиляровский… Оставшись «голубой жемчужиной первопрестольной» особняк не только чудесным образом пережил потрясения последних столетий, но и сохранил интерьеры, выполненные в нескольких архитектурных стилях: готика, рококо, модный мавританский - у каждого зала свое оформление.
Сегодня роскошная аристократическая усадьба Салтыковых-Чертковых, являясь объектом культурного наследия федерального значения, открыта заново. Путешествуя во времени и погружаясь в жизнь дворянского театра начала XIX века, актеры и зрители спектакля «Гример» проходят 4 маршрута, становясь живыми участниками 8 театральных сцен. Перемещение по залам старинной усадьбы с полным вовлечением в художественное действо - прием весьма современный. По сути, реалити шоу, где жизнь идет своим чередом и каждый видит все происходящее как живую историю – одна из привычных и очень доходчивых форм взаимодействия современного мира и человека. Впрочем, и у традиционного театра место не отнято – в особняке подлинно исторический собственный театральный зал, разумеется, активно задействованный в постановке.
Прочтение истории - всегда вызов. И, пожалуй, нет сильнее аргументов в пользу жизни во времени, чем слово и архитектура. Здесь их сумма, помноженная на волшебство театра, дает не просто погружение, а нечто более значительное – ощущение непрерывности времен…
Усадьба Салтыковых- Чертковых Новый театр, художественный руководитель Эдуард Бояков. Спектакль «Гример» - совместная работа Нового Театра и Корпорации «Синергия».