Миронов Павел, Куликова Анна

Мебельный дизайн. Российские дизайнеры — итальянские производители

Анна Куликова и Павел Миронов: Мы давно проектируем мебель и один из нас (Анна Куликова) по специальности и есть мебельный дизайнер. Так что это свое, любимое и в нашей работе совершенно естественное занятие, потому что для каждого интерьера, над которым мы работаем, нужны определенные предметы.

История с фабрикой Medea началась с проектирования элементов мебели в одном из наших проектов в модерне. Мы делали квартиру и, оформляя прихожую, вынуждены были спроектировать стоячую вешалку. Ее не оказалось в мебельном гарнитуре. Выполнили ее на отечественном производстве. Потом настала очередь дверей в модерне — подходящих тоже не оказалось... Мы нарисовали и их, и тоже сделали.

Производители Medea увидели нашу работу и обратились с предложением о сотрудничестве. Итальянцы пришли к нам с абсолютной уверенностью в своей идее, они утверждали, что русские любят модерн, и эту мебель в России будет ждать 100% успех. Наше взаимодействие состояло из двух этапов. Во-первых, нам было предложено разработать те предметы, которые могли бы иметь спрос в России. Мы выбрали тему цветка — это были ирисы (в модерне за основу берется растение, и его мотив определяет дизайн предмета) и отрисовали массу мебельных предметов, похожих по стилистике на мебель Medea. 

Мы сделали предложение, нарисовав им огромное количество предметов... Потом они прислали концептуальный эскиз кровати и предложили начать с него.

Вторым этапом нашего сотрудничества стал конкретный заказ на проектирование. Из всего, что мы предложили, в первую очередь они захотели сделать спальню: кровать с кувшинками, тумбочки и комодик... Это было приятно рисовать, прорабатывать детальки... А они все в точности и сделали.

Как проектируется мебель для конкретной фабрики? В чем заключается специфика такого проектирования?

Анна Куликова и Павел Миронов: Да, специфика существует. Это и материалы, с которыми производитель работает, и набор финишей, который существует у каждой фабрики... 

Итальянцы прислали картинку с цветком, концептуальный эскиз кровати, который фабрика опробовала на выставке, которая могла бы иметь спрос в России. Они предложили начать работу с этого предмета.

Medea, например, конкретно из вишни и ореха мебель делает. У фабрики всегда существует собственный заказ по материалам. Теперь еще особенность: для Medea мы проектировали только дизайн. Делали это по их просьбе, без проработки узлов и технологически деталей, которые являются секретами их фабрики и технологов, под наш дизайн они сами прорабатывают технологическое решение (у Medea своя серьезная технология соединений деталей мебели - все клеено-переклеено, и поэтому все очень крепкое — они уделяют этому огромное внимание). Более того, они даже отказались слепить изделие, как это обычно делается на производстве. И мотивировали это тем, что у резчиков фабрики «своя рука» и от каждого из них требуется не «копировать», а создавать «авторский» продукт. От нас же нужна была концепция, но мы разрабатывали ее с пониманием всех этих параметров...

Мы спроектировали, и они сделали в итоге: двери и спальный гарнитур (кровать, комоды, тумбочки) — все это было включено в каталог и запущено в производство. 

Вскоре состоялся Миланский Салон, и на стенде, где была выставлена наша коллекция, они установили и двери, а вот наличников не было!, и мы нарисовали их прямо там, в Милане, а итальянцы их тут же и сделали.

Идеи с российским производителем поработать над серийной мебелью не возникает?

Анна Куликова и Павел Миронов: Отдельные предметы с нашим производителем делаем и вполне успешно — наши делают прочнее и дешевле. А массового производства качественной мебели у нас практически нет. А ширпотреб нас не интересует, и мы их не интересуем.  

В чем здесь проблема? Наш производитель для качественного серийного производства еще не созрел? Или наш потребитель? Готов ли он покупать отечественную мебель?

Анна Куликова и Павел Миронов: да конечно готов, и более того - наша мебель может быть крепче и качественнее той же итальянской. Итальянская слегка бутафорская - они умеют    декорировать, финишировать. Нашим не хватает этой культуры финиша.

Но основная проблема в другом: что бы сделать серию, надо сначала спроектировать, выпустить пробную партию, сделать каталог, раскрутить, представить на выставке, потом через год запустить в производство... Вот например российский дизайнер Чапурин, который делает серийную мебель с итальянцам. Они работают именно по такой схеме..

У наших производителей есть проблемы. Например, наши производители не делают стулья

Высший пилотаж - делать стулья — наши за это не берутся. Это технологически сложно. Эргономика стула - особая тема! Хороший мастер тот, кто стулья делает. Корпусная мебель - не проблема.

Кроме того, в России не существует работы по стандартам — она утеряна безвозвратно. Мастер не может повторить то, что уже сделал один раз. С нашими можно работать только через образец. Есть образец — ты добился от мастера, что бы он сделал работу по образцу, потом разделил этот образец на две части, подписал, одна часть осталась у него, другая - у тебя. Мастер через полгода сделал твою мебель, ты к ней свою половину этого образца прикладываешь — другое!

На производстве бывает так: тот, который сделал этот образец, ушел, уволился и все... Следующий не может так покрасить — «рука» не та! Как работать с такой текучкой?

У «них» на одном станке работали дедушка, сын, внук и так все мастера на одном месте... Их столяра вырастают и живут, сохраняя и передавая традиции — в этом их сила.

Наши производители все временщики поневоле. Не по своей вине. В любой момент к ним могут прийти, закрыть, задушить и тд. Или чиновник, или пожарная охрана, или бандиты, или доллар упадет... то красные бегут... то белые бегут.... и кто-нибудь обязательно сковырнет... Поэтому все всегда, как на пороховой бочке....

А итальянец, он живет спокойно: ну нет работы, так завтра будет! А на полочке библиотека образцов лежит, и он знает, что она ему точно пригодится... У них библиотека своя у каждого мастера. За годы работы он копит секреты, техники, все складывает на полочку — он знает, что его с этого места никто никуда не сковырнет, поэтому он будет сидеть, работать, все складывать для себя... и когда-нибудь наступает момент, когда это точно становится нужным. Ему не надо каждый раз бежать, изобретать все заново — он на полочку свою влез, образец 1976 года достал, посмотрел и сделал прекрасно без изобретения велосипеда... А у нас каждый раз подвиг!

У итальянцев тысячелетний дизайн — он видят по -другому, они в красоте выросли, в другой среде. Это определяет внутренний камертон красоты линий, цвета, формы, пропорций и тд... И это и есть наследие, культурный слой, как угодно называйте... 

Существует ли мебель «для красоты»? Садиться на такую мебель нельзя, дверцы слетают с петель при открывании, изящные ножки подламываются? Зато она «дизайнерская», и вроде, какой с нее спрос?

Анна Куликова, Павел Миронов: нет, все должно быть надежным и эргономичным...

Правда, у нас ко всему подходят с такой меркой: чтобы мебель была одновременно и красивая и дизайнерская как самолет и крепкая как пароход и чтобы стоила недорого....

Хотя примеры такой мебели в истории существуют. Например, возьмем легендарный «венский стул». Они никогда не ломаются, они великолепны по форме и стоили всегда недорого... В этом весь смысл.

«Венский» стул изначально и специально были сделан для кофеен и ресторанов в Вене. Они появились во времена расцвета модерна, но, к сожалению, модерн их проигнорировал, а жаль, ведь этот стул точно создан для модерна! В итоге «венские» стулья заполонили весь мир, в нашей стране «венский» стул  был очень популярен, буквально жил в каждом доме и продолжает благополучно существовать. Стул Тонет назван так по имени своих создателей — братьев Тонет, которые являлись практически первыми изготовителями мебели, специализирующимися на серийном производстве. Первые чертежи будущего стула появились в 50-е годы ХIХ века. Легендарный «венский» стул спроектировали из граба, гнутого под паром. Лиственные леса граба произрастали в Европе в большом количестве. Эти деревья быстро растут, их высаживают рощами. Пока разрабатывают одну рощу, другие быстро поднимаются. Братья Тонет сразу запатентовали свою мебель и имели производства по всей Европе...

Так что примеры очень прочной, очень красивой и доступной по цене мебели существуют. И в этом сочетании весь фокус и заключается... 

Крупным планом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация

Орфография и пунктуация авторов сохранена

Алла Солнцева 23:12 19.05.2011

очень интересная тема
Великолепная работа дизайнеров, прекрасные двери. Жаль, что не все воплощено.

Стас Стравинский 06:52 22.05.2011

Спасибо за интересный материал!
Очень понравилось оценка производства в России и Италии. Жаль, что у нас, как и во многом, столь беспросветная пока ситуация с мастерами и постоянством в производстве. Мне кажется, что проблема не столько со стороны чиновников и бандитов, сколько в психологии людей и их отношении к тому, что они делают. Утерян принцип наследования мастерства и рода занятия – от отца к сыну – может, слишком долго у людей не было что передавать, кроме квартиры в хрущевке?

А по какому принципу работают с дизайнерами итальянские производители мебели – Вы получаете процент с продаж мебели разработанной Вами или это разовая оплата?

Миронов Павел 14:49 24.05.2011


И так и так. Они предложили нам выбрать то, что нам удобнее.

Петр Карпов 16:34 24.05.2011

про принцип наследования
Как раз сейчас он и формируется, выросло первое поколение сыновей. А вот то что есть такого уровня дизайнеры мебельные реально здорово, потому что это значительно большая проблема что делать, а не где.

Екатерина Албул 16:54 15.08.2011

Все по своему правы
Особенно согласна с Петром Карповым, у нас нет проблем сделать хорошо, качественно, а есть проблема во вкусе в дизайне. И есть еще одна проблема наш человек не готов покупать, красивую, но своего производителя мебель т.к. это не Италия престиж само уже слово (хотя Итальянская мебель бывает очень низкого класса, нашим надо постараться чтоб так плохо сделать, знаем не по наслышки, сами собирали много лет эту мебель. Но есть, что говорят "Поколениями прожита" вот там есть чему поучится и о чем задуматься).
У нас это бизнес просто Столярка, а у них это мастерские семейное Дело - Дело всей жизни.

Григорий Титов 17:57 16.08.2011

Всё ли так плохо.
Интересная статья спасибо. Но всё же слишком категорично к нашим.

Людмила Гордеева 17:56 18.06.2012

Начало положено!

Я долгое время работала дизайнером по подбору мебели в интерьер в основном с итальянской мебелью, поэтому знаю как итальянцы относятся к изменениям в их стандартах(очень редко когда "33 удовольсвия"), приятно удивлена, что они решили сотрудничать.Действительно, соглашусь с тем,что в Италии есть фабрики, где качество не самое лучшее, а за наших производителей даже рада, сама убедилась в работе с ними и поставки в срок, и качество соответсвует стоимости.Удачи и по-больше вам работы! 

Мастер-класс / все
Реставрация ценной современной мебели и предметов интерьера
Технология / все
Капитоне - классика декора
Разговор на тему / все
«Проблема седалищ. Глаза не видят, но тело чувствует!»
Интервью / все
Маленькие хитрости создания мебели для HoReCa
Мастер-класс / все
О выборе мебели для ресторанов и особенностях московского ресторанного дизайна Обсуждение (1)
Разговор на тему / все
Константину Мельникову посвящается…
Разговор на тему / все
Арт-объект в городской среде
Мастер-класс / все
Архитектурная Весна: Китай город
Разговор на тему / все
Цирк как рубикон
Разговор на тему / все
Смена символа: Дом-«книжка» СЭВ
Мастер-класс / все
Дворец, вдохновленный льдом
Разговор на тему / все
Сад «Зеленый кабинет»
Разговор на тему / все
Казаныш 2025: единство разнообразия
Разговор на тему / все
Будущее водного туризма
Разговор на тему / все
Посмотреть за горизонт: города будущего