В современных мегаполисах и небольших городах весьма актуальными являются различные пространства, созданные специально для посещения большим количеством людей. Любые общественные интерьеры фото которых демонстрируют основные характеристики такого пространства, имеют свои правила оформления, для того чтоб сделать их максимально удобными.
Архитектурное бюро SA lab реконструировало шоу-рум плитки и сантехники Crane Design в Санкт-Петербурге, превратив стандартное торговое пространство в галерею современного искусства. Архитекторы не просто разработали авторский дизайн, а создали адаптивный интерьер, который кардинально отличается от того, что мы ожидаем от салона-магазина. Они воплотили принципиально иной подход, который больше ассоциируется с арт-галерей, музейным пространством или концептуальными урбанистическими объектами.
С продуманной до мелочей сценографией, точно выстроенными мизансценами и активными пространственными доминантами, которые заставляют застыть от изумления и будоражат воображение. Это сближает интерьерный дизайн с современным искусством и акционизмом. Так создаются современные художественные работы, инсталляции, временные выставки в знаковых местах.
Собственно, основная идея проекта – динамичный интерьер с сохранением ключевых особенностей. Экспозиция в салоне будет сменяться несколько раз в течение года, а значит интерьер должен оставаться целостным и актуальным при смене коллекций. Поэтому архитекторы воплотили модульные решения, цвета и освещение, позволяющие сохранить самодостаточность пространства и подготовить его к разным функциональным сценариям. При проектировании они сделали ставку на принципы алгоритмического проектирования, оптимизируя работу в любых условиях.
Работа над проектом заняла 1,5 года, что для небольшого торгового объекта сроки огромные! Но сам магазин не закрывался ни на день, он продолжал принимать клиентов, проводить ивенты, выставлять новинки. Реконструкция и размеренная торговая работа шли параллельно – и это еще одна особенность этого уникального проекта.
Архитекторы бюро Megabudka построили в парке «Кудыкина гора» Центр гостеприимства, который отражает их собственное видение нового русского стиля и остроумно обыгрывает особенности национальной архитектуры. Природный парк «Кудыкина гора», которым руководит Юлия Уваркина, расположен в Липецкой области, на берегу Дона и уже более 15 лет является туристическим брендом. Место это вполне сказочное: на территории 350 га помимо красивых природных ландшафтов возведены объекты, обыгрывающие тему русских древностей – здесь есть и деревянная крепость, и огнедышащий дракон.
А недавно появилось и удивительное трехэтажное строение, в котором соединились черты традиционного русского зодчества, архитектурной классики и советского авангарда. Комплекс состоит из отдельных разновысоких блоков. Внутри каждого объема – своя функция, снаружи они создают комфортный масштабу фронт застройки, напоминающий фрагмент улицы старого города. Все блоки стоят на едином стилобате, их объединяет деревянная терраса, которая благодаря использованию перепадов рельефа служит великолепной обзорной площадкой. Архитектура имеет особый смысл, в ней закодированы архитипичные символы. Так уступчатый, нависающий над высокой травой стилобат напоминает древнерусскую ладью. Ресторан со стороны парковки со скатной кровлей и башней похож на часовую башню – главный элемент кремля или любого другого защитного сооружения. Комплекс завершает круглый объем санузлов, такая форма позволяет гибко пристроить практически любой конфигурации новый блок – что особенно важно, поскольку комплекс планирует расти и развиваться.
Фасады выполнены из черного дерева, где черный – это цвет выгоревшей под солнцем доски, главного материала русской деревянной архитектуры. В деталях также отсылки к образу терема или избы: прорезанные в скатной кровле треугольные «слуховые окна», линейный орнамент решеток, поясков, щелей… С ними гармонируют ампирные полукруглые окна и панорамные витражи, которые создают иллюзию невесомости здания и словно растворяют его в природном ландшафте.
Команда UNK project под руководством Юлия Борисова реконструировала построенный в 1950-х годах и ставший символом советского водного спорта бассейн в Лужниках. Здесь проходили крупнейшие советские и мировые соревнования по плаванию, водному поло и прыжкам в воду, сюда на Олимпиаду-80 приезжали первые иностранцы, и внушительная архитектура комплекса поражала их размахом и величием советской страны…
В 2000-х годах здание признали аварийным, к тому же функционально оно морально устарело: новые требования к спортивным сооружениям потребовали расширения и полного обновления инженерных систем. Архитекторы бюро UNK project предложили концепцию «эволюционного развития комплекса и здания» с сохранением исторической стилистики и идеологии здания, представили, каким могло бы быть спортивное сооружение Олимпийского комплекса из 50-х сейчас. Бережно сохранив архитектуру и отдельные элементы фасадов, они увеличили здание в более чем два раза (с 19700 до 56500 кв. м.). Достроили его в длину и высоту, создали внушительный объем, нижняя часть которого повторяет формы исторического здания, а южный и северный фасад с аутентичными элементами и колоннадами вытягиваются и воссоздают равновесие с Малой спортивной ареной, задуманное советскими архитекторами изначально. Материалы оформления фасадов также использованы «исторические» (натуральный известняк и мрамор светлых оттенков). В качестве акцентного декора – барельефы в духе соцреализма из фибробетона – копии оригинальных, выполненных советскими скульпторами из шамота, и орнамент в виде колец, масштабированный в новых габаритах здания. Из главных новшеств – кровля-трансформер из поликарбоната площадью 7000 кв. м с раздвижным механизмом, которая превращает крышу в открытый пляж, а также усовершенствованные инженерные решения и технологии.
Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной – знаковый проект реновации промышленного сооружения и превращения его в центр современного искусства, выполненный интернациональной командой специалистов. Это первая работа Renzo Piano Building Workshop и партнера RPBW Антонио Бельведере в России и новая постоянная площадка фонда V–A–C, основанного в 2009 году с целью переосмысления системы художественного производства, экспонирования и изучения искусства. Одновременно и музей, и междисциплинарная площадка для реализации культурных процессов, и место для общения – активный элемент жизни города.
В облике и назначении здания воедино собран мировой опыт: здесь есть и отсылки к Центру Помпиду в Париже, главному модернистскому музею современности, и галерее «Тэйт модерн» в Лондоне, которая также расположена в здании бывшей электростанции. Но больше – к русской архитектуре и инженерной мысли. Как городская электростанция «ГЭС-2» открылась в 1907 году, проектом занимался архитектор Василий Башкиров, а в разработке конструкции крыши здания принимал участие инженер Владимир Шухов. Изначально электростанция носила название «Трамвайная»: главным ее предназначением было питание трамвайной городской сети. На протяжении всего XX века облик станции менялся: появились различные пристройки, исчезла башня с часами, а в начале войны разобрали и 62-метровые трубы котельной. В 2006 году «ГЭС-2» была закрыта, а в 2009-м комплекс бывшей электростанции вошел в список объектов культурного наследия.
При работе с исходными объемами архитекторы действовали деликатно и с большим уважением к архитектурному наследству, задачей было максимально сберечь и восстановить исторический облик «ГЭС-2». С территории убрали ветхие пристройки и корпуса, появившиеся в советское время. В основном здании также демонтировали внутренние стены и перекрытия, чтобы вернуть ощущение простора главному нефу и открыть спроектированную Шуховым крышу. Фасад был полностью восстановлен, стеклянные витражи заменены на современные, вернулись мощные трубы, которые служат вентиляции здания. Внутри них установлена сложная система фильтрации, которая подает в помещения очищенный воздух нужной влажности и температуры. Окрашенные в синий цвет трубы контрастируют со светлыми фасадами и сливаются с небом… Появились и нововведения. В ходе работ были случайно обнаружены сводчатые помещения XIX века из красного кирпича, принадлежавшие фабриканту Ивану Смирнову. Теперь в них расположен Центр художественного производства «Своды». Кроме того, со стороны двора был пристроен единственный дополнительный объем – актовый зал с пространством-трансформером на 420 мест, стеклянной стеной с видом на ландшафт и великолепной акустикой. В рамках реконструкции был также восстановлен шатер над часовой башней, примыкающей к зданию со стороны Дома на набережной.
Дизайнер Ольга Айсина спроектировала и оформила офис для компании «Мегадрайв», которая более 20 лет занимается производством и продажей автоспецтехники, имеет в своем составе несколько заводов на территории России и головной центр в Москве. Задача стояла создать имиджевое пространство, которое, с одной стороны, подчеркивает высокий статус компании, а с другой – демонстрирует ее динамичный характер, нацеленность на эксперименты и развитие.
«В компании много молодых сотрудников, но нам не хотелось делать совсем уже неформальное пространство в духе рабочих площадок IT-компаний. Важно было сохранить баланс опыта и новых тенденций в зонировании, материалах и технологиях», - отмечает автор проекта.
Офис площадью 375 кв. м находится в бизнес-центре «Формат», который имеет форму стеклянного цилиндра, расширяющего к верху, и панорамное остекление. Исходная архитектура с большой площадью остекления по периметру и темной серединой частью во многом определили планировку, фактуры и наполнение. Сложная конфигурация помещений и необходимость разместить в небольшом объеме полсотни рабочих мест сделали невозможном использование стандартной офисной мебели, все предметы были изготовлены по индивидуальному проекту на заказ. Еще одной сложностью стала плохая исходная звукоизоляция. Чтобы сделать работу сотрудников максимально комфортной, были использованы разнообразные по назначению звукоизоляционные панели, а также акустические стеклянные перегородки и ковровая плитка, которая убирает структурный шум. Низкие потолки дизайнер маскировать не стала, а наоборот выделила их контрастным цветом, оставила открытые инженерные коммуникации и рабочий свет, а также пустила отрытую проводку в кабинетах.
Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках – значительно большее, чем культурно-спортивная площадка мирового уровня. Дворец – символ воли к победе и триумфа российского спорта. Его уникальное объемно-пластическое решение, цвета золота и серебра в оформлении, мотивы традиционных русских промыслов в интерьере, воплощенные с помощью самых современных инженерных технологий, дают заряд энергии и мотивируют к победе… Это пример архитектуры, в которой закодирован мощный посыл к успеху…
Здание площадью почти 26 тысяч кв. м больше всего похоже на современную скульптуру из стекла и металла: форма кровли напоминает легкий взмах гимнастической ленты, а витражное остекление высотой до 26 метров делает объем легким и изящным. Архитектурная концепция разработана российскими архитекторами Творческого производственного объединения PRIDE, руководство авторским коллективом осуществлял главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Проект интерьеров и строительство объекта лично координировала Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики - Ирина Винер-Усманова. Ее глубокое участие и неуклонное внимание к проекту позволило добиться удивительной целостности, органического единства многофункционального комплекса. В проектировании применялись технологии информационного моделирования зданий (Building Information Modeling – BIM), благодаря чему удалось в короткие сроки определить оптимальную форму крыши и спроектировать сложнейший во всех отношениях объект. Поистине уникальный по наполнению Дворец объединил множество функциональных площадок от образовательно-воспитательных, спортивных, культурных, оздоровительных и медицинских до гостинично-досуговых...
При яркой образности и оригинальных фасадах, которые выглядят интересно с любого ракурса, здание представляет собой в первую очередь сложнейший инженерно-технический объект. Самый выразительный элемент здания – кровля стала и одним из самых сложных для архитектурного воплощения. Криволинейная форма потребовала не только поиска оптимальной геометрии силуэта, но и соответствующих материалов. Металл помог создать чистую выразительную форму поверхности кровли и достичь объемной, эффектной золотой ленты фриза, переливающейся на солнце. На кровле – уникальный кровельный пирог, разработанный специально для сложных кровельных поверхностей, с финишным покрытием из алюминиевого листа с фальцевым швом. Для создания поверхности кровли с двойным радиусом кривизны применялись листы облицовки различные по форме и длине: прямые, конусные, трапецивидные, радиусные. Внешнего блеска ленте (как одного из самых эффектных элементов фасада) добавляет цвет панелей облицовки треугольной формы из анодированного алюминия: десяток оттенков золотого! Сам объем – предельно лаконичный: простой параллелепипед, форма которого позволила разместить все необходимые функции на компактном участке.
Архитекторы бюро «ДИЗАЙН-ИНТЕРЬЕР ПРОЕКТ» под руководством Михаила и Дмитрия Ганевичей оформили бутик-отель «Родники», создав в нем атмосферу загородного дома, куда каждый раз хочется возвращаться. Коттеджный комплекс расположен недалеко от Сергиева Посада и органично вписан в лесной ландшафт. Он построен в стиле бионической архитектуры и оформлен природными материалами, которые делают современные постройки частью нерукотворного пейзажа.
«В интерьерах коттеджей мы стремились поддержать природную тему, заданную отделкой фасадов. Поэтому главными акцентами стали гонт, дерево и камень, которые мы дополнили изделиями из натурального ореха, дизайнерской мебелью и сложной технической начинкой, которая дает оптимальный комфорт», - рассказывают авторы проекта.
При оформлении отеля Mercure в Калининграде архитекторы бюро под руководством Ирины и Ольги Сундуковых обратились к культурному наследию города. Из всего многообразия историй и легенд, связанных с некогда немецким Кенигсбергом, они выбрали сказочную тему, вдохновленную произведениями Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который здесь родился и творил.
Волшебный мир его произведений, а в частности сказки «Щелкунчик и Мышиный король», лег в основу декоративных решений интерьеров и повлиял на выбор материалов и арт-объектов. В итоге получился яркий отель с нотами театральности и буффонады, но необычайно комфортный и гостеприимный. «Придуманный нами интерьер – это отправная точка для приключений, о которых долго будут помнить и говорить, - рассказывают авторы проекта. – В Калининграде переплетены многие культурные традиции, но мы решили обыграть тему сказки и волшебства: наследие сказочника Гофмана, его великую сказку, которая позднее превратилась в не менее волшебный балет на музыку Петра Ильича Чайковского».
Архитекторы российского дизайн-бюро Sundukovy Sisters полностью обновили входную группу, лобби, ресепшен и рестораны отеля Pullman Schweizerhof в Берлине. Отель не новый, он был построен в Восточном Берлине в 1998 году, в 2016 году руководство сети задумалось о переменах и объявило конкурс на реновацию общественных зон отеля.
Выиграли его российские архитекторы, которые смогли предложить смелый проект, вдохновленный архитектурой Баухауса – самого немецкого в мировой культуре явления. Еще одной отправной точкой в поиске дизайнерского решения стало расположение отеля вблизи берлинского зоопарка. Так, в пространстве общей группы появилась гигантская зебра – авторская инсталляция, работающая на просвет и отлично просматривающаяся с улицы. Соседство с зоопарком, элементы школы функциональной архитектуры, русская смелость и фирменная ирония в итоге обеспечили бесспорный «вау»-эффект.
Архитекторы бюро za_bor реконструировали входную группу отеля и общественные пространства Novotel, расположенного в центре Санкт-Петербурга, вблизи Московского вокзала и Невского проспекта. Сеть отелей Novotel входит в группу компаний Accor Hotels, проектирование и оформление всех гостиниц бренда независимо от их месторасположения подчинено строгим стандартам.
Архитекторам российского бюро следовало работать в полном соответствии им: планировка, набор функциональных зон, а также выбор отделочных материалов и цветовой палитры был подчинен бренд-буку заказчика.