Архитектурное бюро SA lab реконструировало шоу-рум плитки и сантехники Crane Design в Санкт-Петербурге, превратив стандартное торговое пространство в галерею современного искусства. Архитекторы не просто разработали авторский дизайн, а создали адаптивный интерьер, который кардинально отличается от того, что мы ожидаем от салона-магазина. Они воплотили принципиально иной подход, который больше ассоциируется с арт-галерей, музейным пространством или концептуальными урбанистическими объектами.
С продуманной до мелочей сценографией, точно выстроенными мизансценами и активными пространственными доминантами, которые заставляют застыть от изумления и будоражат воображение. Это сближает интерьерный дизайн с современным искусством и акционизмом. Так создаются современные художественные работы, инсталляции, временные выставки в знаковых местах.
Собственно, основная идея проекта – динамичный интерьер с сохранением ключевых особенностей. Экспозиция в салоне будет сменяться несколько раз в течение года, а значит интерьер должен оставаться целостным и актуальным при смене коллекций. Поэтому архитекторы воплотили модульные решения, цвета и освещение, позволяющие сохранить самодостаточность пространства и подготовить его к разным функциональным сценариям. При проектировании они сделали ставку на принципы алгоритмического проектирования, оптимизируя работу в любых условиях.
Работа над проектом заняла 1,5 года, что для небольшого торгового объекта сроки огромные! Но сам магазин не закрывался ни на день, он продолжал принимать клиентов, проводить ивенты, выставлять новинки. Реконструкция и размеренная торговая работа шли параллельно – и это еще одна особенность этого уникального проекта.
Шоу-рум имеет небольшую площадь всего 180 кв. м, но благодаря активному дизайну выглядит куда больше. Он состоит из трех залов, все они имеют правильную форму, ритмично расположенные высокие окна и эффектную анфиладную планировку. Композиционно они решены в разных стилях, но объединены металлической конструкцией – ключевой деталью проекта. Конструкция гармонизирует пространство, запоминается посетителям и выглядит как арт-объект в музее современного искусства.
Интерьер шоу-рума – чистый эксперимент, в котором творчества и математического расчета присутствует в равной степени. Центральный и визуально значимый объект, который объединяет все пространство – оригинальная металлическая конструкция, пронизывающая объем. Сложный ассоциативный объект: то ли футуристическая Жар-птица, то ли «Чешуя жестяной рыбы».
При ее моделировании и производстве был использован метод алгоритмического проектирования, который SA lab развивает на российском рынке. Первая версия конструкции состояла из 10 000 элементов, которые нужно было соединять вручную. Грамотная оптимизация позволила уменьшить количество элементов: финальная версия изготовлена из 485 алюминиевых элементов, использовано минимальное количество материалов!
Параметры проектирования были заданы в среде Rhino+Grasshopper, а изготовление произведено методом file to factory, позволяющим избежать всевозможных рисков. Максимальная рационализация лежит в основе использования минимальной поверхности, так называемой методики архитектора Фрая Отто, суть которой в устойчивом производстве и полезной экономии ресурсов.
Для выбора материала и принципа сборки были изготовлены 3 прототипа: всей конструкции из бумаги 1:100; одной части из композитного материала 1:1; одной части из алюминия 1:1. Конструкция крепится на обычные фиксаторы, в любой момент может быть снята и отправлена на полную переработку, благодаря чему интерьер сможет оставаться актуальным на долгое время.
Комплектация объекта
Строительство, компании «Антарес Трейд», Ellada
Строительные и отделочные материалы и изделия
Изделия из металла, компания Metal Lab
Плитка 41zero42, Mutina, Coem, Wow, Refin, Ceramica Fioranese, Diesel living, Lea Ceramiche
Свет Davide Groppi
Сантехника Ex.t, Scarabeo, Nic Design, Moab 80, Cea, Ceramica Cielo, Antonio Lupi, Agape, Gessi, Cisal, Art Ceram, Axor
Мебель
Chi Wing Lo, Key Cucine, Henge, Midj, Lago
«Зодчество» – главный архитектурный фестиваль страны, который в течение трех дней проходил в Гостином Дворе, продемонстрировал лучшие российские практики. Тему 32 «Зодчества» кураторы обозначили как «Прорыв»…