Дом культуры «ГЭС-2»: реконструкция исторического здания бывшей электростанции

Автор проекта: Пьяно Ренцо
Объект: Центр современного искусства «ГЭС-2»
Общая площадь: 38 900 кв.м.
Уникальные характеристики обьекта
  • реконструкция исторического здания электростанции со стеклянной кровлей по проекту Владимира Шухова
  • четыре стальные ярко-синие трубы высотой 70 метров со сложной системой вентиляции\
  • нновационные материалы и сложная техническая начинка
  • современная культурная площадка с доступной средой для общения

 

Концепция

Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной – знаковый проект реновации промышленного сооружения и превращения его в центр современного искусства, выполненный интернациональной командой специалистов. Это первая работа Renzo Piano Building Workshop и партнера RPBW Антонио Бельведере в России и новая постоянная площадка фонда V–A–C, основанного в 2009 году с целью переосмысления системы художественного производства, экспонирования и изучения искусства. Одновременно и музей, и междисциплинарная площадка для реализации культурных процессов, и место для общения – активный элемент жизни города.

В облике и назначении здания воедино собран мировой опыт: здесь есть и отсылки к Центру Помпиду в Париже, главному модернистскому музею современности, и галерее «Тэйт модерн» в Лондоне, которая также расположена в здании бывшей электростанции. Но больше – к русской архитектуре и инженерной мысли. Как городская электростанция «ГЭС-2» открылась в 1907 году, проектом занимался архитектор Василий Башкиров, а в разработке конструкции крыши здания принимал участие инженер Владимир Шухов. Изначально электростанция носила название «Трамвайная»: главным ее предназначением было питание трамвайной городской сети. На протяжении всего XX века облик станции менялся: появились различные пристройки, исчезла башня с часами, а в начале войны разобрали и 62-метровые трубы котельной. В 2006 году «ГЭС-2» была закрыта, а в 2009-м комплекс бывшей электростанции вошел в список объектов культурного наследия.

При работе с исходными объемами архитекторы действовали деликатно и с большим уважением к архитектурному наследству, задачей было максимально сберечь и восстановить исторический облик «ГЭС-2». С территории убрали ветхие пристройки и корпуса, появившиеся в советское время. В основном здании также демонтировали внутренние стены и перекрытия, чтобы вернуть ощущение простора главному нефу и открыть спроектированную Шуховым крышу. Фасад был полностью восстановлен, стеклянные витражи заменены на современные, вернулись мощные трубы, которые служат вентиляции здания. Внутри них установлена сложная система фильтрации, которая подает в помещения очищенный воздух нужной влажности и температуры. Окрашенные в синий цвет трубы контрастируют со светлыми фасадами и сливаются с небом… Появились и нововведения. В ходе работ были случайно обнаружены сводчатые помещения XIX века из красного кирпича, принадлежавшие фабриканту Ивану Смирнову. Теперь в них расположен Центр художественного производства «Своды». Кроме того, со стороны двора был пристроен единственный дополнительный объем – актовый зал с пространством-трансформером на 420 мест, стеклянной стеной с видом на ландшафт и великолепной акустикой. В рамках реконструкции был также восстановлен шатер над часовой башней, примыкающей к зданию со стороны Дома на набережной. 

Планировка

Общая площадь «ГЭС-2» – почти 39 тысяч кв. м, пространство организовано на пяти уровнях: двух подземных (гардеробы, кассы, зоны отдыха с кафе, санузлы, парковка, хранилище и технические службы) и трех надземных. На первом этаже расположен ритейл, на втором – арт-галереи, на третьем этаже разместились офисы V-A-C. В здании бывшего склада «Своды» по соседству с основным корпусом электростанции, планируется центр художественного производства с разнообразными мастерскими. Средствами архитектуры авторы проекта реализовали совершенно новый формат взаимодействия с искусством.

Особенность внутреннего пространства – его максимальная открытость. По сути, здание – это единый зал без перегородок, глухих перекрытий, а его ядро – протяженный объем (бывший турбинный зал) с галереями, названный «Проспектом». Впечатляюще большой, открытый, свободный, просматриваемый с любой точки от края до края, с льющимся сверху через стеклянную кровлю потоком света. Пространство спроектировано единым, здесь нет традиционных отгороженных выставочных помещений, вместо них – сложная композиция из лестниц, лифтов, галерей, навесов и парящих платформ. Одна из таких парящих над Проспектом на уровне второго этажа платформ – открытая со всех сторон площадка для концертов и перфомансов со взбирающимися вверх ступенями трибуны.

Внутренняя архитектура прямо от входа открывается на обозрение входящему посетителю, ошеломляя его свободой и легкостью, и каждый здесь одновременно является и зрителем, и действующим лицом... Огромные витражи делают границу города и «ГЭС-2» прозрачной: с одной стороны – широкая набережная с видом на историческую застройку, а с другой – поднятый над землей террасированный ландшафт, с зеленой лужайкой и настоящей березовой рощей. Парк создан по проекту ландшафтного архитектора Мари Пиммел (Marie Pimmel) из бюро RPBW, на заднем дворе высажено более 600 деревьев, их многоголосие вступает в диалог с воздушностью и белизной интерьеров. 

Декор

Этот проект – ювелирная реставрация, с сохранением элементов, которые не только являлись предметом охраны, но и частью насыщенной и долгой жизни объекта. Основа архитектуры – оригинальные конструкции (от несущих металлических колонн и лестниц до кровельных ферм инженера Владимира Шухова), архитекторы их тщательно исследовали, чтобы максимально эффективно сохранить. Проект также возвращает зданию задуманную первоначально светопрозрачную кровлю, стекло в ней, естественно, используется современное и инновационное. Кроме того, в нее встроены солнечные батареи, которые обеспечивают 10% от потребляемой комплексом энергии.

Чтобы исторические конструкции выдержали новый вес стеклянной кровли с панелями фотоэлектрических элементов, стальные фермы были отреставрированы и усилены. Они перебирались вручную, а затем соединялись и усиливались по старинной технологии – клепками. 
В ходе реставрации были переосмыслены исторические дымоходы высотой 70 метров, теперь они установлены по центру здания и являются доминантой нового проекта. Ранее трубы старой электростанции были кирпичными и узорчатыми, в войну их разобрали (чтобы избежать вероятность вражеских атак), а затем вернули, но уже в обшивке металлом. Сейчас четыре стальные трубы выкрашены в яркий синий цвет и служат настоящими «легкими здания». Они захватывают чистый воздух, закачивают его в вентиляционную систему здания, что вместе с солнечной энергией и системой сбора и очистки дождевой воды для технических нужд полностью соответствует принципами так называемой устойчивой архитектуры.

Обилие естественного света, светлая однотонная палитра, открытые коммуникации, зигзагообразный ритм парящих лестниц-скульптур дают ощущение полета и независимости. Ажурную легкую архитектуру здания подчеркивают материалы ровные, с нейтральной текстурой: наливные полы, архитектурный бетон, прозрачное стекло, металл. Эту внешнюю хай-течную простоту поддерживает сложная техническая начинка: спроектированные специально под проект бесшумные лифты, системы безопасности с камерами для сетчатки глаза в офисах и закрытых помещениях, оснащенные электроникой гардеробные… Таким образом ГЭС-2 предстает культурной институцией нового типа: с сохраненной исторической архитектурой, инновационными техническими решениями и дружелюбной, доступной всем и каждому средой. 

Комплектация объекта

Проект, Renzo Piano Building Workshop

Российские сопровождение, «Апекс»

Инженерное сопровождение, строительство «Метрополис»

Генподрядчик, «Велесстрой»

Строительно-монтажные работы ОВК и ВК системам, электромонтажные, отделочные и пусконаладочные работы, компания «Строй Техно Инженеринг»

Строительные и отделочные материалы и изделия

Кровля в технике фальца, материал: серо-голубой титан-цинк Rheinzink, покрытие prePATINA Blaugrau, реализация «Фабер»

Элементы фасада, парапеты из титан-цинка Rheinzink, реализация «ЭкоБау»

Стеклянная кровля, остекление фасада, компания Modern Glass

Металлоконструкции, фермы, колонны, перекрытия, изготовление «Ленмонтаж»

Наружное освещение, компания «Амира»

Световые шахты Solargy, серия LS F

Наливной пол, производитель «Альфапол»

Сантехника Duravit, смесители Newform, инсталляции Geberit

Мебель

Sancal, Lina design

Оборудование

Акустические системы, Kahle Acoustics

Системы вентиляции, регуляторы расхода воздуха и воздушные завесы, поставщик Systemair

Фото: Глеб Леонов, Юрий Пальмин, пресс-центр Дома культуры «ГЭС-2» 

Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
предыдущий следующий
Брутальный дом в Подмосковье Брутальный дом в Подмосковье
Объект: Дом   Общая площадь: 550 кв.м.
Семейный дом с арт-объектами в Подмосковье Семейный дом с арт-объектами в Подмосковье
Объект: Дом   Общая площадь: 350 кв.м.
Мастер-класс / все
XXXII фестиваль «Зодчество»

«Зодчество» – главный архитектурный фестиваль страны, который в течение трех дней проходил в Гостином Дворе, продемонстрировал лучшие российские практики. Тему 32 «Зодчества» кураторы обозначили как «Прорыв»…