добавить в друзья
Башкаев Тимур

Реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала

Целью нашей работы по реконструкции Ярославского вокзала стала разработка архитектурной концепции реконструкции залов ожидания 1-го и 2-го этажей Ярославского вокзала и создание комфортных пространств для пассажиров, отвечающих современным требованиям и соответствующих высокому архитектурному качеству старого здания вокзала. Реконструируемые помещения располагались в новой части Ярославского вокзала, которая первоначально была открытым пространством. Сюда прибывали поезда, а знаменитая колоннада архитектора Кекушева была своеобразным дебаркадером.

В 30-х гг. двор был застроен одним этажом, а в 60-х гг. прошлого века была осуществлена нынешняя двухэтажная встройка в характерном по тому времени лаконичном стиле. За прошедшие годы безликий интерьер сильно обветшал, при этом был утерян практически весь декор наружных стен старого вокзала, ставших внутренними.

Пригородные кассы, смонтированные в два этажа в торце зала ожидания, полностью отрезали зал от естественного света. Все это сделало весь интерьер зала ожидания первого этажа серым, унылым и совершенно не отвечающим уровню столичного вокзала - памятнику архитектуры эпохи стиля модерн.

В результате предложенной нами концепции мы получили два современных просторных зала ожидания пассажиров на первом и втором этажах, связанных эскалаторами. Реконструкция первого этажа позволила восстановить первоначальную архитектуру старого здания Ярославского вокзала и органично соединить с ним новую часть, решенную в современных материалах. Созданное единство старого и нового стало основой художественного образа обновленного интерьера Ярославского вокзала и восстановило наследие выдающейся архитектуры эпохи модерна.

Комментарии по ходу реконструкции

Пространство. Главной задачей реконструкции стало пространственное объединение залов ожидания. Для этого в центральной части вокзала был создан просторный атриум, в котором расположились новые эскалаторы. Таким образом, дневной свет снова проник в бывший внутренний двор вокзала с прекрасной колоннадой, откуда, в свою очередь, стало возможно увидеть парящие оболочки сводов покрытия второго этажа.

Галерея. Второй, не менее важной задачей было воссоздание первоначального облика галереи с колоннадой, созданной выдающимся архитектором русского модерна Львом Николаевичем Кекушевым. Советская реконструкция 40-х годов сильно изменила ее структуру. Пропали 4 колонны из лабрадорита. Осталось – 8. Наглухо заложили кирпичом все арочные проемы в стене вдоль колоннады. Исчезли все светильники Ф.О. Шехтеля. Подвесной потолок зарезал арки. Ничего ценного советская реконструкция здесь не оставила. Поэтому мы приняли решение восстановить исторический облик галереи бывшего дебаркадера Ярославского вокзала.

Воссоздание. Мы нашли 4 пропавшие колонны, которые, как нас уверяли старожилы вокзала, давно украли и вывезли! Они оказались замурованы в кирпичные стены и чудо их открытия сравнимо с археологическим восторгом первооткрывателя. Они оказались абсолютно целыми, включая хрупкие, сложнейшие волюты в капителях. Мы убедили руководство вокзала заменить необходимую по кассовой технологии глухую стену на стеклянную перегородку с подсветкой, чтобы продлить колоннаду на все галерею.

Вторая находка, сопоставимая с первой, ждала нас после пробного зондажа глухой стены галереи. Мы не просто обнаружили арочные проемы – они оказались не забиты кирпичом, в них полностью сохранилась деревянные рамы эпохи модерна, а местами сохранились и стекла! Столярку пришлось менять – все-таки, век отстояли, но ценность находки трудно переоценить. Исторических фотографий этой столярки не сохранилось, поэтому восстановить ее было бы не возможно. Зато сейчас мы гарантируем подлинность членений и пропорций новых перегородок, один в один повторяющих свой исторический аналог!

Демонтаж плоского подвесного потолка галереи подарил нам очередную радость – подлинный кессонированный потолок сохранил все свои детали, включая места крепления подвесных фонарей. Реставраторы были в восторге – точность воссоздания оформления потолка стала максимальной. Теперь, сделать точные копии фонарей Ф.О. Шехтеля стало для нас особенно важным. Руководство вокзала и Московской железной дороги поддержало нас и по историческим фотографиям вестибюля фонари были воссозданы и заняли свое место под потолком галереи.

Раскопки пола возле колонн показали, что многочисленные подливки пола за 100 лет полностью похоронили базы колонн. Решение понизить существующую отметку пола залов ожидания и галереи на 15 см ради баз было одно из самых трудных, зато пропорции колонн стали более точными.

Благодаря самоотверженному труду специалистов ООО «АБТБ» и «Спецпроектреставрации» историческая галерея Ярославского вокзала предстала в том виде, как ее задумывали великие зодчие начала прошлого века. И мы надеемся, что последующие неизбежные реконструкции вокзала не изменят ее удивительного облика никогда.

Реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала Московской железной дороги, Москва

Проектирование: 2005 г. 

Строительство: 2006 г. 

Заказчик: ОАО "РЖД" 

Архитекторы: Горяинов А.В., Башкаев Т.И.

Крупным планом
Оставить комментарий, задать вопрос →
/ Забыли пароль? / Регистрация
Для активации функционала блога, Вам необходимо отправить заявку на премодерацию.
Внимание! Перед отправкой заявки для активации блога необходимо заполнить Ваш профайл и разместить свою фотографию, в ином случае заявка будет отклонена.