Мария Фильштинская
Сегодня в рубрике «Архитектор месяца» - Мария Фильштинская, дизайнер, создатель и руководитель Студии архитектуры и дизайна MVF interiors. Более 15 лет занимаясь архитектурным и интерьерным проектированием загородных домов, Мария Фильштинская вместе со сплоченной командой высоких профессионалов своего бюро создает жилье для комфортной и счастливой жизни. О современном дизайне, о гармонии и функциональности и создании уникальной среды обитания - в интервью порталу АрхРевю.
Подробнее об объекте здесь.
АрхРевю: Говоря об архитектуре, дизайне и интерьерах загородных домов и квартир, мы всегда начинаем с вопроса о последних событиях в этой сфере. Появилось ли что-то новое, интересное?
Мария Фильштинская: Нечто новое появилось совершенно точно, качественно изменился запрос на СПА-блоки и фитнес-залы. Думаю, так повлиял карантин. Пространства, которым раньше не отводилось столько внимания и метров, теперь, по желанию заказчиков, стали увеличиваться в площади и тщательнее оснащаться. В спа и фитнес помещения заказчики добавляют оборудование: тренажеры, ИК кабины и другое, устанавливают системы обратной связи, например, для возможности заниматься с тренером онлайн. Повышено внимание и к их оформлению. Проработка становится более детальной.
В контексте возросшего спроса на досуговые пространства заметно выросла актуальность кабинетов для творчества. Сегодня клиенты все чаще просят оборудовать хобби-комнаты: пространство для размещения коллекции; небольшую мастерскую для шитья; студию для рисования и так далее. Это специальные помещения для создания чего-то своими руками. В таких интерьерах учитываются особые требования по освещению, системам хранения, зонированию и даже мебели, например, по столам с увеличительным оборудованием для коллекционеров и другому. Внимание к хобби- пространствам значительно повысилось, потому что времени в этих помещениях заказчик стал проводить значительно больше.
Подробнее об объекте здесь.
АрхРевю: То, о чем Вы рассказали, относится в большей степени к загородным домам?
Мария Фильштинская: Да, именно так. Наше бюро Студия архитектуры и дизайна MVF interiors, как раз и занимается проектированием и дизайном загородных домов, причем любой площади от 70 кв м до 5 000 кв м. Предпочитаем работать с загородными домами. Там есть место для дизайна и создания индивидуальной среды обитания. В квартире, даже если она 130 кв м и предназначена для 4 человек, речь в большей степени о рационализации пространства, о том, чтобы у каждого была своя история в рамках этих 130 кв. м. Это в большей мере про функцию. С нее, впрочем, все всегда и начинается.
Подробнее об объекте здесь.
АрхРевю: Расскажите, как именно создается индивидуальная среда обитания? Что вы вкладываете в это понятие?
Мария Фильштинская: Над созданием индивидуальной среды обитания мы работаем на всех этапах создания дома: от тектонической посадки, то есть гармоничного расположения дома в ландшафте до проработки всех деталей и включения в проект искусства. Причем, мы не только сами активно работаем с искусством, но и очень приветствуем, когда заказчик включается в творческий процесс. Самостоятельное или под нашим патронажем ведение творческого проекта, будь то проектирование мебели, изготовление гончарного изделия, проектирование скульптуры, барельефа – все это очень увлекательно для уставшего от стройки клиента, и в очень большой мере как раз и делает дом «своим», уникальным в итоге. Недаром сейчас все движется в сторону кастомизации. Люди все чаще хотят уйти от массового в сторону личного – отсюда такая потребность в индивидуальных вещах и предметах. И самостоятельно выполненные на гончарном круге блюда для террасы – это не что иное как индивидуализация своего жилья.
Подробнее об объекте здесь.
АрхРевю: Расскажите, как работает ваше бюро?
Мария Фильштинская: Я в профессии с 2005 года, имею большой опыт профессиональной и управленческой работы. И очень хорошо знаю, какова ценность команды, работающей над проектом. По сути, я являюсь уникальным руководителем любого проекта и осуществляю генеральный менеджмент командной работы. Наше бюро полностью укомплектовано, в нем трудятся 5 архитекторов, 2 конструкторов, 7 дизайнеров, 2 визуализаторов, 2 чертежников, а также инженеры и директора по строительству – все, кто необходим для реализации проекта загородного дома.
Возвращаясь к теме создания индивидуальной среды, скажу: мы вкладываемся в индивидуализацию сразу, с первого знакомства с участком будущего дома, когда в процесс включаются все ключевые специалисты бюро: архитектор, конструктор, ландшафтный дизайнер. Здесь, выполняя задачу максимально сохранить ландшафт и посадить на него дом, мы изначально преследуем главную цель - внести гармонию в жизнь заказчика. Сколько существует негармоничных проектов, где лесной участок и дом совершенно не согласованы друг с другом. Зачастую заказчики покупают понравившийся участок вместе с домом, а потом приходят за проектом реконструкции и говорят: «Дом мне не нравится, но я за него заплатил, поэтому хочу реконструировать, оставив фундамент»… Это очень сложные проекты. Сейчас как раз занимаемся такой реконструкцией. В нашем случае большая часть дома была демонтирована и заново отстроена: дом площадью 600 кв м, расширили, дополнили нужными помещениями на существующем фундаменте. В итоге площадь увеличилась в 2 раза и составила 1 200 кв м. Конечно, в таких проектах приходится находиться в уже заданных параметрах, например, по высоте потолков, но профессионал всегда найдет решение даже в самой сложной ситуации.
Подробнее об объекте здесь.
АрхРевю: В работе над проектом Вы идете за клиентом или ведете его за собой?
Мария Фильштинская: Конечно, я веду заказчика за собой. Он же платит за мой профессионализм! Если на первой встрече слышу: «Я все знаю», сразу понимаю, что это приведет к плохому результату, вряд ли такой заказчик «услышит» архитектора. А ведь и на самую первую встречу я уже прихожу отчасти подготовленной, с неким «предчувствием» проекта. Моя работа начинается в тот момент, когда я получаю на почту план участка и еду знакомиться с территорией. Мое знакомство может занять несколько часов, мне важно поймать чувство места, из которого родится в последствии образ. Эта необходимая внутренняя настройка – первое, с чего начинается проект. К тому же нужно видеть окружение и рамочные вещи – река, поле, холм, все, что тем или иным образом ограничивает или корректирует проектирование. Именно так и формируется история будущего дома – с ощущения, с волнения, с предчувствия… И только потом происходит встреча с заказчиком, прорабатывается техзадание, начинаются обсуждения и долгая кропотливая работа с эскизами, а затем и с образцами материалов… Для меня особенно важно все, что имеет тактильное и фактурное наполнение. Видеть и чувствовать – это опоры восприятия архитектуры, интерьера, дизайна. Стараюсь работать с тем, что наполнено ощущением уже при первом взгляде. На моем Большом Архитектурном Столе в процессе работы над проектом собирается 2-3 варианта готовых наборов ощущений. Это и предоставляется заказчику на выбор.
Подробнее об объекте здесь.
АрхРевю: Вернемся к теме искусства в интерьере. Многие дизайнеры говорят о том, что заказчики все меньше готовы вкладываться в мебель и все чаще отдают предпочтение предметам искусства…
Мария Фильштинская: Согласна, вопрос искусства в интерьере сегодня очень актуален. Мы, разумеется, говорим сейчас не о коллекционном искусстве и о коллекционерах. Коллекция - вообще отдельная тема, это предметы искусства, собранные в каталоги, они не имеют никакого отношения к «нра - не нра» и практически никогда не вписываются в жилые пространства, так как требуют отдельного хранения и специализированных помещений. То, о чем может идти речь применительно к интерьеру, это, скорее, собирательство. Но и тут много тонкостей. Заказчик практически никогда не приходит с искусством сам. Как правило, арт объекты навязываются дизайнером. Поэтому дизайнер в разработке интерьера не может отталкиваться от такого арта, в опоре на него разрабатывать цветовые решения, выбирать стилистику… Ведь интерьерное решение, основанное на предметах искусства, выбранных не заказчиком, а дизайнером, будет ничем иным как навязыванием эстетики, чуждой настоящей потребности заказчика. Кстати, отсюда и те переделки проектов, а хуже того, готовых интерьеров, которые заказчик отвергает на интуитивном уровне.
С искусством мы работаем иначе. Сначала архитектура, которая тоже в большой своей части дизайн. Потом фактуры. Мы внимательно смотрим, где чего не хватает. В минимализм привносим обволакивающее, в современный стиль добавляем структурирующее. Я ввожу искусство аккуратно - как цвет, как фактуру, как форму для гармонизации пространства. Это может быть и скульптура, и гобелен, и живописное полотно в одном цвете и даже мебель без жесткой привязки к функции, просто как воплощение формы. Этим достигается интерьерный баланс, выраженный в соразмерности, изяществе или пластичности. Действительно, люди ушли от вложений в мебель и сконцентрировались на арте. Почему? Думаю, это уход от безликости, желание сделать что-то личное. Поэтому и считаю важным вовлечь людей в процесс творчества, созидания. Здесь проявляется их «настоящность».
Подробнее об объекте здесь.
АрхРевю: А как еще можно почувствовать, увидеть эту «настоящность» заказчика? Ведь понять ее – это и есть попадание в цель, от этого зависит успех проекта…
Мария Фильштинская: Подсказки могут быть самые разные. Для меня очень информативны аккаунты заказчиков. Посещая их, понимаю, как именно человек хочет видеть себя, аккаунт ярко отражает мечты и устремления человека. Даже личный автомобиль заказчика, который по его признанию воплощает представление о совершенстве, о прекрасном, может очень многое раскрыть наблюдательному заинтересованному взгляду…