С 12 по 14 июля в Москве во второй раз прошел фестиваль «День архитектора на Дизайн заводе». Организаторами события выступили архитектурное бюро ARCHINFORM в партнерстве с Дизайн заводом, коммуникационным агентством Правила Общения и фестивалем Москомархитектуры «Открытый город».
В этом году фестиваль собрал более 1000 гостей и объединил совершенно разные форматы от phygital-выставки до турнира по пинг-понгу. Особую атмосферу непринужденного дружеского общения коллег по цеху – архитекторов и девелоперов - создали DJ-сеты в конце фестивальных дней и архитектурный стендап, в котором приняли участие Тимур Абдуллаев (ARCHINFORM), Андрей Киселев (Sintez.space), Антон Кочуркин («Архстояние»), Татьяна Осецкая (Osetskaya.Salov), Олег Питецкий (Студия Артемия Лебедева) и Темур Болгашвили (ГК «Основа»).
В первый день ключевые спикеры — архитекторы Тимур Абдуллаев, Артём Укропов, Амир Идиатулин, девелоперы Белла Караханян, Дарья Молодцова, Оксана Дивеева, Темур Болгашвили и урбанист-стратег Олег Питецкий, — вовлеченно размышляли об абстрактной на первый взгляд категории счастья в контексте городского развития, роли дизайна в его формировании и о том, какими качествами должны обладать города будущего, чтобы притягивать и генерировать счастье социальное и экономическое.
Фестиваль стартовал с паблик-тока «Город победившего дизайна». Модератор дискуссии Тимур Абдуллаев, основатель и руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM, отметил: тема тотального дизайна является для современной Москвы тизером, определяющим устремления города и свидетельствующим о том, что все базовые потребности горожан закрыты. «В каждый момент времени определенная повестка выходит в топ: какое-то время назад мы активно говорили про комфортную городскую среду, а сейчас рассуждаем о победившем дизайне — происходит следующий шаг развития», — резюмировал архитектор. Он предложил спикерам рассказать, как сейчас выглядит ценностное поле, с которым работают застройщики, и какую роль в нем играет дизайн.
Руководитель проектов ГК «КОРТРОС» Дарья Молодцова считает, что сегодня девелопмент переживает революцию: «Типовых проектов больше нет, архитектура стала авторской, и мы закладываем много смыслов и в фасады, и в позиционирование проектов».
Директор по продажам Capital Group Оксана Дивеева считает, что дизайн сегодня воспринимается неотъемлемой частью не просто бизнеса, а самой жизни — в этом и заключается его победа. Именно победивший дизайн формирует лицо города с точки зрения двух направлений: сохранение старой архитектуры в актуализированном назначении и постройка новых, вызывающих интерес, объектов. Темур Болгашвили, начальник управления продукта ГК «Основа», считает, что в реальных проектах эстетика не всегда сочетается с функционалом, и работой архитектурно-девелоперской команды становится нахождение точек их соприкосновения. Тимур Абдуллаев резюмировал: наличие «знакового» архитектурного объекта, как показывает многолетний опыт архитектора, капитализирует среду вокруг — в этом состоит его глобальный эффект. Образ города, считает Тимур Абдуллаев, концентрируется в знаковом архитектурном объекте — достаточно вспомнить лондонский Биг-Бен или разводные мосты Санкт-Петербурга. Это не просто формальные элементы — они воплощают дух места, который, в свою очередь, выносится в стратегическое видение развития территории, ее ценностей и смыслов. Именно последние факторы являются решающими в глобальной конкуренции городов за резидентов с высоким уровнем социального капитала как главный ресурс развития экономики. Победа в международном соревновании городов-полисов не достигается новым жилым фондом, удобной планировкой, наличием объектов социального обслуживания, комфортных дворов и общественных пространств. Все это служит удовлетворению насущных потребностей и является некой «гигиенической» нормой. Города будущего побуждают к пересмотру и усложнению традиционной «треугольной» модели градостроительного планирования «жилье – работа – третье место». «В городе есть целый ряд различных стратегий, требующих особых подходов к работе с пространствами, с транспортом, с экологией, с развитием ключевых городских элементов. Включение девелоперов на стратегических уровнях в эти процессы дает колоссальный качественный переход», — отметил спикер.
Примером реализации на практике такого девелоперского подхода стал Дворец водных видов спорта от архитектурного бюро ARCHINFORM, открытый в Екатеринбурге в апреле 2023 года. Соответствующий олимпийским критериям масштабный спорткомплекс не только был площадкой для Международных спортивных студенческих игр, но стал драйвером развития огромного нового района. Будучи суператтрактором, Дворец водных видов спорта сформировал целостную среду муниципального образования, повысил инвестиционную привлекательность места. Сегодня многофункциональный район включает большую зону жилой застройки, студенческий кампус Уральского федерального университета и комплексы спортивных объектов. Девелоперская компания, взявшая на себя работу над кейсом с таким длительным горизонтом планирования, становится супер бенефициаром, заключил Абдуллаев.
Для Профсоюзной улицы Москвы таким объектом-аттрактором станет жилой комплекса в районе Обручевский. О нем в паблик-токе «Эволюция развития проектов: как построить любовь с городом?» рассказала руководитель проектов ГК «КОРТРОС» Белла Караханян. «Разрабатывая проект, мы все время думали об ощущении дома: ты приезжаешь к своему жилищу, и все проблемы отступают. На небольшом участке создали два сада-парка. Раньше эта локация была депрессивной, территория со всех сторон закрывалась заборами. Мы открыли проход на соседние улицы, создали оазис в городской ткани — секретный сад в центре мегаполиса, и постарались сделать так, чтобы этот проект был ценен не только для резидентов ЖК, но и для горожан». Тема райского сада поддерживается в объекте визуально: силуэты зданий стали архитектурным воплощением волшебных цветов. Сложная архитектура, считает Белла Караханян, превращает проекты в шедевры, а в шедеврах мечтают жить все.
Сооснователь и главный архитектор бюро Megabudka Артём Укропов также выступил адептом нетривиальных архитектурных решений. Он высказал достаточно радикальную точку зрения: «Девелоперы могут менять не только город, но переформатировать сознание людей, создавать новаторский продукт. Но они не реализуют в полной мере те возможности и то влияние, которыми обладают. Анализ современных московских продуктов покажет, что многие из них, по большому счету, одинаковые». Спикер предположил, что препятствием для архитектурных экспериментов становится большая, диверсифицированная и сложная структура компаний московских застройщиков. Региональные игроки, в свою очередь, к новациям готовы, и это приводит к появлению интересных объектов. «Региональные проекты становятся круче, чем московские: они берут не только дизайном, но смыслами, культурным программированием», — считает Артём Укропов.
Тимур Абдуллаев также подчеркнул смыслы как точку отсчета в истории рождения проекта: именно смыслы проходят через брендинг, нейминг и дизайн. «Хорошая архитектура “фонит”, — говорит Тимур. — Она отдаёт энергетику в окружающее пространство, и это чувствуется психосоматически. Человеку просто нравится находиться рядом с какими-то домом, хотя причин он объяснить не сможет. Но почти наверняка авторы постройки вкладывали в нее определенную смысловую нагрузку, и это закодированное в дизайне послание считалось человеком, попало в цель».
Олег Питецкий, урбанист-стратег Студии Артемия Лебедева, с 2010-х годов начал вести диалоги с девелоперами о необходимости внедрять смыслы, которые определяют бренд-платформу, а последняя помогает архитектуру находить правильные подходы к проектированию. Через 15 лет эти идеи стали мейнстримом, а главный тренд архитектурно-девелоперского дискурса — комфортная среда — меняется на новый — идентичность. «В регионах начинают создавать крутые архитектурные проекты, потому что там идентичность более осязаема. В Москве мы живем в универсальном офисе, хотя своих микроисторий здесь много. Но они часто предаются во имя квадратного метра и его цены, во благо технологий, которые позволят настроить не 15 этажей, а 60,» — считает урбанист. Дизайн, который нас побеждает, по мнению Олега, решает стратегические цели государственного уровня, и сегодня самой насущной задачей стала демографическая.
Разговор о городе победившего дизайна модератор Тимур Абдуллаев завершил предложением назвать стилистические тренды современной московской архитектуры. Олег Питецкий считает таковым эклектическое бурление — симптом активного поиска. Артём Укропов полагает, что часть трендов задает мэр: разновысокие башенки, разноцветность, в фасадах средний этажности — вытянутые арки, и объемные пиксели-кубики для высоток. Он также выделил большое количество функциональных, максимально благоустроенных зон, охватывающих все целевые аудитории, активное озеленение и наличие нейтрального арта. Амир Идиатулин — основатель и генеральный директор IND architects — выделил тренд на силуэтность, высотность и интеграцию в жилье новых функциональных сервисов: ресторанов, бассейнов, игровых площадок. Архитектор отметил, что тренд на уплотнение смыслов даже в небольших пространствах сочетается с сохранением исторического контекста. Дарья Молодцова подчеркнула, что актуальная архитектурная эпоха скоро сменится, а фасады в глазах покупателей и резидентов по важности уступают благоустройству — тому, что люди видят перед глазами.
Резюмируя дискуссию, эксперты отметили, что победивший дизайн и счастье в городе стали резонирующей и триггерной темой для всех профессионалов строительной отрасли. Сегодня многие девелоперы активно формируют запрос на уникальность, на свежие истории, и для того, чтобы Москва в ближайшее время действительно стала городом победившего дизайна, необходимы создавать предпосылки для новых архитектурных идей и творческого эксперимента.