В рамках цикла общедоступных экскурсий, организованных по инициативе Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы для популяризации современной архитектуры, состоялся интереснейший культпоход по «Музейной миле» в центре Москвы. Экскурсия «Музейная миля»: новый туристический маршрут Москвы», стартовала в ГМИИ имени А.С.Пушкина, проследовала до ГЭС-2 и завершилась осмотром нового корпуса Третьяковской галереи на углу с Болотной набережной. Экскурсию по новым проектам музеев блестяще провела Наталия Алексеева, руководитель проекта «Свобода доступа».
Как известно, ГМИИ имени А.С.Пушкина – большой музейный комплекс, включающий множество разрозненных, в разной степени сохранности зданий, возведенных в период ХVIII – ХIХ – ХХ в., многие из которых – памятники архитектуры. Проектов реконструкции Музея было несколько. Самый резонансный - проект британского архитектора Нормана Фостера, предусматривающий снос нескольких исторических построек. Проект был отвергнут самой И. А. Антоновой, в течение 52 лет являвшейся легендарным директором Музея Пушкина. Именно она за годы своей самоотверженной работы сумела расширить ГМИИ имени А.С.Пушкина, включив в его состав все прилегающие территории и постройки, осознавая их значимость и ценность для будущего.
Масштабная реконструкция пространства ГМИИ имени А.С.Пушкина сегодня реализуются в рамках деликатного во всех отношениях мега-проекта «Ризосфера. Новая почва», разработанного Архитектурным Бюро МЕГАНОМ (Россия, Москва). Авторы проекта - Ю. Григорян, Е. Угловская, Д. Апалькова, М. Федорова, Ю. Кузнецов. Проект современного музейного строительства объединит все области музея в единое городское пространство. Он включает реконструкцию усадеб вокруг Пушкинского музея, разрозненных участков и зданий, возведение двух новых музейных корпусов, а также создание подземного пространства. Проект «Ризосфера Новая почва» объединит многочисленные слои ландшафта, старого и нового, создаст городскую среду нового качества на территории Города-музея. Основной целью проекта является восстановление и сохранение главного здания. Задний фасад открывается в город; вокруг него создается новая пешеходная площадь, а вход для групп организован через большую арку. Под памятником создается подземный уровень: «резервуар», единый гипостильный зал, главное подземное пространство всего комплекса. Об это поведала приглашенный экскурсовод - архитектор АБ Меганом.
Для полного погружения в процесс расширения музея экскурсанты посетили стройку – уже возведенный новый музейный корпус, скромно расположившийся в укромном дворике справа от главного входа Музея. Новое здание-невидимка на деле мощный очень современный и стильный объем, полный воздуха и гармонии. Он соединится с главным зданием подземной галереей с открытым хранилищем. Так улица Волхонка становится частью Ризосферного ландшафта и переднего фасада Города-музея, обращенного к реке.
Переход через Патриарший мост мимо Храма Христа Спасителя, где справа открывается вид на ЦДХ и Новую Третьяковку с Музеоном, и группа уже на следующей точке маршрута - возле «синих труб» ГЭС2. Подробности создания проекта ГЭС 2. О реконструкции одной из старейших электростанций Москвы, постройки 1904 года и превращения объекта в культурный центр по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно раскрыла приглашенный экскурсовод, архитектор АБ АПЕКС (ген. проектировщика музея современного искусства по проекту Ренцо Пьяно). Три основных шага архитектора: восстановление уникального исторического облика здания, включая стеклянный купол-крышу; создание Березовой рощи как символа России; и безбарьерный выход к реке – стали фундаментом создания этого уникального проекта. О «синих трубах», в прямом смысле «легких ГЭС 2» (через эти трубы в здание электростанции поступал свежий воздух) лучше всего сказал сам Ренцо Пьяно: «Мне нравится идея, что эти четыре трубы издалека будут всем говорить, что здесь под ними что-то интересное и важное: центр, фабрика, Дом культуры» (из интервью для Коммерсантъ).
Еще один короткий переход… и по Кадашевской набережной - к Третьяковской галерее. Новое здание, главный фасад которого обращенный к Кадашевской набережной, максимально раскрыт на город, представляет собой воплощенную в материале метафору музейной функции комплекса - проект АБ СПИЧ, авторы проекта Сергей Чобан, Игорь Членов. «Лицом» фасада стали окна-«картины», обрамленные широкими рамами. Сама идея разных по ширине, массивных по отношению к «полотнам» рам воссоздает образ и структуру коллекции – и конкретного собрания Павла Третьякова со шпалерной развеской – когда произведения искусства, разделяемые лишь рамами, закрывают практически всю плоскость стены. Фасад здания выложен из фактурного красного кирпича, обрамления окон выполнены из белого камня (мраморизированного известняка) - сочетание традиционное для исторического центра Москвы и для зданий Третьяковской галереи, в частности. Материал и цветовая гамма фасада нового корпуса подчеркивают преемственность архитектурного языка корпусов музея, построенных в различные исторические периоды. За красным фасадом скрывается современный дугообразный стеклянный корпус, который по-особому бережно огибает и прикрывает собой от шумного современного города еще одно сокровище Москвы – старую Третьяковскую Галерею.
Для создания окон-картин (на главном фасаде таких элементов 21, на фасаде, выходящем в Лаврушинский переулок, 13) использованы фрагменты произведений И. Левитана, А. Венецианова, А. Куинджи, И. Крамского, В. Поленова, В. Васнецова, М. Врубеля, А. Дейнеки, К. Малевича и многих других знаменитых русских художников XIX – начала XX столетий. Работы были отобраны совместно с экспертами и кураторами Государственной Третьяковской галереи. Габариты светопрозрачных декоративных элементов с печатью варьируется от 770*6020 мм до 5870*5985 мм.
В течение четырех месяцев – с мая по сентябрь – москвичи могут посетить 16 автобусных и пешеходных экскурсий, выстроенных так, чтобы продемонстрировать разные аспекты городского развития. Этот уже ставший уже традиционным цикл проводится в третий раз. К разработке маршрутов привлечены лучшие специалисты по архитектуре и истории города, а в качестве экскурсоводов - архитекторы крупнейших бюро, представители строительных компаний, специалисты по архитектурному свету и редевелопменту. Это позволяет участникам узнавать все аспекты проектирования и строительства «из первых рук», от авторов и реализаторов проектов. Все экскурсии Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы подробнее здесь