«Дом-Телескоп» Архитектор Тотан Кузембаев
Деревянным строительством я занялся случайно. Первый дом построил из силикатных блоков, потом были дома каменные и железобетонные… Затем заказчик предложил нам построить дом из дерева в лесу над оврагом: там появился Дом-Мост. А потом дерево нас полюбило…
Сначала мы присматривались к финской Honka, затем к канадской технологии работы с деревом, но в итоге все же решили строить сами. Первые дома строили по наитию, сами изобретали технологию монтажа крыши, конструктивных узлов. Каково же было наше удивление, когда мы побывали в Финляндии и увидели, что они так же закрывают узлы, как и мы.
Офис яхт-клуба в Пирогово. Архитектор Тотан Кузембаев
Я люблю дерево за его безграничные возможности и те ощущения, которые оно дарит. Дерево – материал честный, мягкий, экологичный, безграничный по своим возможностям. Дома из древесины делают своих владельцев добрее и человечнее.
Для меня дом – это живой организм. Он живет с хозяином, стареет вместе с ним. И наша задача сделать так, чтобы дом старел красиво, благородно.
«Дом-Скат». Архитектор Тотан Кузембаев
В Швейцарии делают кровлю из сланца, так как ландшафт по периметру – это горы. Мы любим кровлю из дерева – в нашей полосе кругом лес. К примеру, крыша из лиственницы передает оттенки среднерусского пейзажа – местами золотистая, а кое-где серая. К тому же она, как кедровая шишка – когда влажно, набухает и закрывает все щели, не пропуская воду. А если сухо – раскрывается и, и вся влага выходит наружу. Я всегда стараюсь привлечь внимание обитателей дома к пейзажу за окном, чтобы сам дом становился продолжением природы снаружи.
Частный дом в Пирогово. Архитектор Тотан Кузембаев
Устойчивость древесины к огню превышает возможности металла. По этому поводу в Финляндии даже изменили законодательство, теперь в городах можно возводить многоэтажные жилые деревянные здания. Я видел в Хельсинки офис в пять этажей и наблюдал строительство десятиэтажного жилого дома. Но в нашей стране, я думаю, такие высотные деревянные строения появятся еще нескоро.
Дерево – материал коварный, он требует виртуозной точности. Если ты ошибся в работе с металлом, то всегда можно сварить конструкцию заново, если в бетоне, то тоже можно изменить ситуацию. И только дерево не позволяет замаскировать недочеты, любая ошибка обязательно проявится.
Так что в каком-то смысле не архитектор выбирает дерево, а дерево архитектора.