Леонид Лось, директор по общественным связям группы КНАУФ СНГ
В работе над созданием Мультимедийного комплекса актуальных искусств, знакомого каждому как Московский дом фотографии (МДФ), активно участвовала компания КНАУФ. Значимость самого комплекса и особая культурно-историческая среда, в которой расположился объект, требовали от проектировщиков, архитекторов и поставщиков, участвующих в процессе строительства, максимального внимания к месту застройки - это общегородской центр столицы и задачам, встающим перед проектом. Комплекс, возводимый в черте красной линии улицы Остоженка, заполнил внутреннее пространство двора и стал яркой архитектурно-рекламной композицией, - говорит Леонид Лось, директор по общественным связям группы КНАУФ СНГ
Решение лицевого фасада в виде отражающей стеклянной завесы дало возможность связать внутренние и внешние пространства и завязать в единое целое воссозданную 2–3-этажную историческую часть здания и новый 4–6-этажный объем. Площадь застройки, равная 8 600 кв.м, была организована как объем, содержащий административную зону – она расположилась в реконструированной части, и экспозиционную зону, - она вынесена в новый объем и расположена за стеклянным фасадом.
Работая над проектом, коллектив архитекторов, в число которых вошли А.В. Боков, Б.О. Уборевич-Боровский, Г.Е. Ермилина, О.К. Ефименкова (ГАП), при участии А.С. Мещеряковой; конструкторов: П.Ю. Родиченко, Ю.В. Кушнер; инженеров: Г.В. Захарова, Н.А. Лащинина, М.В. Воронкова, Г.П. Устинова, А.А. Волков, С.Н. Посуконько и др.; проектная организация: ГУП МНИИП «Моспроект-4»; генеральный подрядчик: ОАО «Мосгоргидрострой», самое пристальное внимание уделили функциональной логике объекта – мультимедийный комплекс должен был соответствовать всем требованиям, предъявляемым современным музейным пространствам.
В качестве ядра всей композиции была выбрана вертикаль - световой атриум, который объединил вокруг себя разворачивающееся пространство. Первый уровень строения включил в себя входную группу и административные помещения. Один из нижних уровней отдан гардеробу, санузлам и залу для проведения конференций. На другом - расположились инженерно-технические помещения и автостоянка.
Стилистика комплекса, выбранная авторами проекта, напрямую связана с главной задачей выставочного пространства – максимально сосредоточить внимание посетителя на предмете искусства. Отсюда современный, минималистичный интерьер, создающий необходимую фоновую среду, лишенную акцентов и лишних деталировок, способных отвлечь внимание от восприятия самого искусства.
Среди материалов, примененных для отделки, широко использовалась продукция Кнауф. Особенностью проекта музейного комплекса стало его месторасположение - непосредственно под зданием МДФ пролегает тоннель метрополитена, создающего ощутимый гул и вибрацию. Технологические проблемы потребовали от проектировщиков создания целого комплекса конструктивно-строительных решений по шумо-, вибро- и сейсмозащите, а так же строгого отбора специальных технологий для решения интерьеров здания и их отделки. Так, монтаж всех каркасных систем для организации сборных перегородок и подвесных потолков КНАУФ осуществлялся с помошью изолирующих прокладок. Это решение дало возможность избежать передачи вибрации на облицовки и практически исключить даже малейшую передачу шума.
Для выравнивания массивных конструкций и подготовки поверхностей для финишной отделки были использованы самые современные сухие смеси, например, универсальная гипсовая штукатурка КНАУФ-Ротбанд. Кропотливого внимания потребовали потолки, в которых, согласно проекту, должен быть скрыт большой объем инженерных систем и коммуникационного оборудования. На объекте, где использовались подвесные потолки различных типов, широкое применение получили КНАУФ-листы. Потолчные плоскости в пространствах выставочных залов оборудованы КНАУФ-листами (ГКЛ) на металлическом каркасе (П113). В некоторых пространствах использованы модульные потолки.
Санузлы облицованы влагостойкими КНАУФ-листами (ГКЛВ) и оборудованы перегородками поэлементной сборки С112.. Аналогичные конструкции использованы в конструкциях инсталляций сливных систем унитазов и скрытого монтажа сантехнической подводки.
Широкое применение в создании выставочного комплекса МДФ получили перегородки компании КНАУФ. Функциональное назначение объекта, предполагающее сложную внутреннюю карту перемещений для посетителей и сотрудников музейного комплекса, привело к созданию проекта с большим количеством внутренних стен, перегородок с системами скрытых дверей. Во внимание принимались так же требования сейсмо- и виброзащиты. Отсюда повышенные требования к конструкциям, используемым для создания выставочных залов. Задача организовать удобные, быстро возводимые конструкции под часто сменяющиеся экспозиции по утверждению Ольги Ефименковой, главного архитектора проекта, стала наиважнейшей на этом этапе работы. В качестве оптимального решения был выбран гибрид перегородки КНАУФ С363 и С 362 на металлическом каркасе с облицовкой гипсоволокнистыми влагостойкими листами (КНАУФ-суперлистами). Со стороны выставочного помещения ГВЛВ устанавливались в три слоя, чтобы увеличить толщину перегородки и ее несущую способность; с противоположной стороны металлический каркас облицовывался двумя слоями влагостойких КНАУФ-суперлистов. Сосредоточенная нагрузка для крепления экспонатов на перегородки составила 30–40 кг.
«Для архитектора очень важно четкое соблюдение технологий, рекомендованных производителем, — говорит Ольга Ефименкова. — Это не только вопрос качества, надежности, но и своего рода страховка от непредвиденных обстоятельств, которые всегда могут возникнуть в процессе эксплуатации объекта. И если при проектировании или уже на этапе реализации были допущены какие-то отклонения, то предъявлять какие-то претензии к производителю бесполезно. Поэтому мы в своих проектах всегда пользуемся альбомами рабочих чертежей компании КНАУФ. К сожалению, на практике, инвестор часто стремится максимально «упростить» эти технологии в ущерб качеству и надежности».