Фото Karl Heinz Putz
Когда заходишь в такую церковь, перестаешь верить в загробную жизнь. Удивительно, но эта часовня снаружи гораздо приветливее, чем внутри. Внутри здания не покидает ощущение пустоты и вселенской оставленности. На мой взгляд, это не слишком гуманное чувство для кладбищенской часовни.
Фото Karl Heinz Putz
Часовня Упокоения на муниципальном кладбище в городе Граце (Австрия) построена в 2011 году архитектурным бюро HOFRICHTER-RITTER Architects. Здание выполнено в виде двух изогнутых железобетонных элементов, напоминающих форму ладоней. Это символическое изображение, которое словно показывает, что руки Бога забирают душу человека. С другой стороны, возможна аллюзия на Ноев ковчег. Я думаю, что дизайнеры планировали сделать именно такие акценты, но, как мы увидим, на деле получилось совсем другое.
Кладбище расположено на окраине города, рядом проходят железнодорожные пути. Перед архитекторами стояла задача не только построить здание, но также облагородить весь район. Очень трудно сделать живописной городскую окраину с кладбищем и железной дорогой. Архитекторы пошли по пути модернизма.
Монолитный железобетон, небольшое сплошное по окружности остекление под возвышающимися плитами. Здание снаружи похоже на открытую консервную банку, а не на руки и ковчег. Перекрытие внутри здания, у главного входа, выполнено в форме наклоненного креста. Это единственный религиозный символ во всей конструкции.
Часовня может вмещать до 100 человек. Служебные помещения и туалеты расположены с левой стороны. Из зала часовни есть выход в сторону кладбища. Часовня – это место, где родные в последний раз прощаются с умершим, а священник говорит последние благословения. После церемонии прощания гроб выносится на кладбище. Рядом с часовней расположена стена колумбария - хранилища урн с прахом после кремации.
Фото Karl Heinz Putz
Помещение оборудовано современным мультимедийным оборудованием, что дает возможность родным и близким провести церемонию прощания соответственно желаниям умершего. В зале есть проекционное оборудование, аудиоустройства для фоновой музыки и микрофоны. Есть возможность изменять освещение в зале в соответствии с запросами родственников.
Площадь помещения часовни 150 квадратных метров, высота потолка около 5 метров. Температура в зале для прощаний по понятным причинам не должна превышать 14 градусов тепла. Естественного света мало, он попадает внутрь через небольшие щели в висящем потолке и через двери. Искусственное освещение, белый необработанный бетон, темный нависающий потолок, похожий на крышку гроба, – все это создает впечатление склепа или современной железобетонной гробницы. В часовне очень неуютно.
Фото Karl Heinz Putz
Конечно, место не слишком жизнерадостное. Но мне кажется, что доводить до крайности эти чувства - слишком натуралистично. Не хватает религиозных символов, каких-то знаков, изображений – всего того, что необходимо человеческой психике, чтобы пережить горе утраты. Обычно церковь предлагает большой выбор символов, икон, фресок, чтобы человек не чувствовал себя покинутым в такой трагический момент. Здесь же мы этого не наблюдаем. Смерть не должна быть функциональной. Поэтому модернистский стиль в этом случае – заведомо проигрышный. На мой взгляд, это не слишком удачный ход. Образ железной дороги и кладбища навевает идею готического конструктивизма. Если бы архитекторы пошли по этому направлению, то мы увидели бы нечто, потрясающее воображение.
Дата создания: 2011
Расположение: Грац, Австрия
Площадь строения: 150 кв.м
Архитекторы: HOFRICHTER-RITTER Architects