После эпохи экстравагантных барокко и рококо в архитектуре европейских усадьб наступил период переосмысления взглядов. Представители знатных родов желали возвращения к более простым, природным античным формам. Возникла тенденция к использованию симметричных мотивов, ярким примером которых может служить каминная в неоклассическом стиле.
На рубеже XVIII – XIX веков в зодчестве центральных районов Франции появилось новое направление искусства. Созданный стиль полностью соответствовал духу возрождения с его объемными скульптурами и торжественными орнаментами, но содержал также элементы величественных архитектурных сооружений древнегреческих полисов. Со временем художественные школы дали новому течению название «неоклассицизм».
Проработка мельчайших деталей интерьера, а также живописные панно с объемными сюжетами быстро превратили дизайнерское направление индустриального века в одну из самых популярных методик обустройства жилья для высших сословий. Особенно элегантно в доме выглядела каминная в неоклассическом стиле. Во многих европейских странах гостиная комната в результате влияния модного течения получила более уютную, расслабляющую и светлую планировку.
Центральное место зала занимает, конечно, камин. Его располагают таким образом, чтобы в дневное время портал хорошо просматривался с порога каждого входа, был всегда в фокусе солнечных лучей, а в ночное – мерцающий огонь освещал зону отдыха. Для холодных районов дымоход монтируют в одну из центральных несущих стен, что позволит повысить температуру жилища зимой. Практичный дизайн интерьера каминной в неоклассическом стиле подойдет также жителям юга страны.
Одной из ключевых особенностей неоклассики является возможность гармоничного сочетания декоративных аксессуаров, рельефных настенных украшений и картин. Владельцы загородной недвижимости могут использовать и стиль прованс в интерьере каминных, ведь основное отличие такой планировки заключается лишь в большей аскетичности убранства при сохранении должного уровня комфорта. Еще одним примером создания удачной композиции из элементов разных художественных школ является смесь отделки викторианской эпохи и декоративных античных колонн. Роскошные кабинеты, бильярдные и каминные в неоклассическом стиле позволяют владельцу усадьбы чувствовать себя комфортно, соответствовать статусу.
Прямоугольные декорации и строгие материалы отделки хорошо дополняются утонченными орнаментами, объемными фресками с инкрустацией. Несколько отличных статуэток на полу и столешнице портала помогают найти баланс между классикой и современностью. Примечательно, что даже спустя несколько десятилетий с момента, когда была запечатлена неоклассическая каминная фото сохраняет первоначальную красоту и актуальность красок. Другим способом обновить дизайн помещения без ущерба для внешнего вида является изготовление нескольких уникальных зеркал, с массивными рамами, либо выполненных в форме витражей.
Смешение нескольких вариантов декора в одной гостиной часто не дает необходимых результатов. Легкие полупрозрачные шторы могут теряться на фоне классической английской отделки. Именно поэтому дизайнеры остаются верными традиционным методикам декорирования, а небольшие эксперименты допускают только в отдельных зонах просторных залов. Разбавить и украсить неоклассический интерьер каминных помогут плоские современные светильники, благодаря которым комната начинает играть новыми красками.
От правильного выбора мебели также зависит общая атмосфера комнаты, так как отсутствие украшений и декора на одной из стен способно создать ощущение пустоты и дисгармонии. Не менее ассиметрично смотрится нагромождение нескольких диванов и кресел в одной половине помещения. Чтобы облагородить обстановку часть дизайнерского гарнитура располагают прямо напротив камина, а оставшиеся стулья и мягкие пуфы поворачивают под углом к окну. Таким образом, можно добиться максимального освещения всех деталей интерьера, а мебель будет находиться на своем месте.
Традиционные венецианские мотивы классических особняков прекрасно подходят современным людям, желающим, тем не менее, установить камин в доме. Для отделки в итальянском колорите требуется приобрести более темные строительные материалы, предусмотреть возможность монтажа стеклянных панелей и полупрозрачных дверей. Дополнить неоклассический стиль в интерьере каминной способны изогнутые металлические держатели люстр и торшеров.
Наталья Малиновская и Екатерина Яблокова – дизайнеры бюро Zenzerosso – оформили квартиру в историческом доме, построенном в 1895 году, и соединили в интерьере эстетику конца XIX века с современными представлениями о комфорте.
Но, прежде всего, проделали колоссальную работу по реконструкции помещения. «Когда мы первый раз зашли в квартиру, то увидели ремонт из 1990-х. Нам стало очень интересно бросить себе вызов и постараться полостью преобразить морально устаревшее пространство. К тому же, сильно опущенные потолки, кривые стены, «прекрасная» слышимость соседей из-за щелей в кирпичных стенах, наружные трубы отопления, очень старая проводка, деревянные перекрытия сильнее раззадоривали наш творческий пыл… Большие вопросы вызывала и исходная планировка: комнаты некогда коммунальной квартиры были нарезаны хаотично, перегородки перерезали лепные потолочные розетки, пропорции объемов нарушены. По факту пришлось переделывали абсолютно все», - рассказывают авторы проекта.
Вдохновением для нового интерьера послужили исторический статус дома, его расположение в тихом московском центре и вид из окон на классические фасады соседних зданий. Дизайнерам хотелось выдержать общую стилистику и привнести в интерьер характерные для этого места детали экстерьера. Молдинги на стенах, высокие карнизы, розетки, классические фасады встроенной мебели – все это стало базой для яркого и эклектичного наполнения.
Дизайнер Елена Березина, руководитель дизайн-бюро S-Classic, любит интерьеры в парижском стиле: легкие, элегантные, с непринужденным миксом из классики и современности. Поэтому, кода молодая пара обратилась к ней с предложением создать квартиру с парижским шармом в новом доме на Плющихе, она с удовольствием взялась за проект и, еще не видя пространство, начала подбирать фактуры, мебель, детали, которые и сформировали образ буржуазного интерьера в стиле особняков барона Османа.
Высокие окна, старинный паркет, ажурная лепнина, тотальный белый цвет, современная мебель и искусство – то, что ассоциируется с французским шиком, и стало основой этой московской квартиры.
В самом сердце Петроградской стороны, в доме с исторической парадной и метлахской плиткой на полу дизайнер Полина Афонская создала квартиру с атмосферой дореволюционного Петербурга. Ее заказчики – молодая супружеская пара, постоянно проживают в Европе, эта квартира для них – отдушина и второй дом, олицетворение питерской культуры со всей ее многогранностью и мягкими оттенками северной природы.
Квартира площадью 83 кв. м расположена в старом жилом фонде. Широкие подоконники, старинная кирпичная кладка и вид из окна на реку Карповка выгодно отличают ее от современного жилья. Дизайнер стремилась максимально сохранить исторический колорит, усилить ощущение аристократического Петербурга с помощью антиквариата и винтажных предметов. Работа шла точечно, с вниманием к каждой детали и потому неспешно. Три года понадобилось на то, чтобы филигранно обыграть преимущества квартиры с историей и создать элегантный светский интерьер.
Дизайнеру Елена Маркиной достался уникальный проект. Квартира площадью 160 кв. м расположена доходном доме в Хамовниках, построенном в 1912 году архитектором Дмитрием Челищевым. До революции квартирой полностью владела семья заказчика, после советская власть оставила ей всего две комнаты, отдав остальные помещения на подселение. В наше время наследники постепенно выкупили комнату за комнатой, став полноправными владельцами квартиры.
Заказчики – замечательная семейная пара с двумя дочерями, которые обе серьезно занимаются музыкой – хотели сохранить исторический шарм квартиры, но без пышности и тяжелой классики. Дизайнер предложила облегченный вариант с отсылкой к современным французским интерьерам, где строгая классическая основа легко и непринужденно соединяется с винтажными предметами, современной мебелью и декором. Из обязательных пожеланий было размещение двух музыкальных инструментов (рояль и пианино) и создания комфортной среды для музицирования. Получился светлый, элегантный, наполненный индивидуальными решениями интерьер – оптимальный для проживания творческой семьи с классическим образованием.
Всего за два месяца дизайнеры Влада Крупкина и Людмила Старченко обновили дом площадью 700 кв. м., расположенный в подмосковном Одинцово. С минимальным вмешательством в конструктив они полностью изменили интерьер, его общую тональность и настроение. Заказчики приобрели готовый дом с отделкой и мебелью, построенный в пышной стилистке барокко и богато украшенный лепниной, вензелями и тяжелым бархатом.
Но эта стилистика оказалась им не близка, хотелось современное и уютное пространство, где в удовольствие жить, растить детей и внуков, принимать гостей. Перед дизайнерами поставили задачу продумать новую концепцию без сноса стен и глобального демонтажа: разработать цветовое решение, подобрать мебель и аксессуары, сделать так, чтобы старая отделка заиграла по-новому. При этом на дизайн-проект и все ремонтные работы отводилось ровно два месяца (нужно было успеть к большому семейному торжеству)! Но в эти два месяца заказчики не беспокоили дизайнеров, полностью доверив им ситуацию, и первый раз оказались в обновленном доме в день приема объекта.
Клиенты дизайнера Ксении Мезенцевой живут между Москвой и Лондоном. От новой московской квартиры они хотели максимального удобства и эстетики современных парижских интерьеров. Затягивать с ремонтом не планировали и приобрели квартиру в Хамовниках с планировкой от застройщика, которая их полностью устроила.
«Это молодая пара с очень европейским взглядом на жизнь и на интерьеры: насмотренные, понимающие, что им нравится, а что нет. У заказчицы были очень близкие нам по духу референсы, часть – интерьеры из отелей, в которых она бывала, часть – просто фото того, что нравится. С таким клиентом одно удовольствие работать», - отмечает автор проекта.
Декоратор Лейла Улуханли создала невероятно эстетский интерьер: нюансный, с игрой полутонов и фактур, филигранным декором и раритетными предметами. Квартира площадью 300 кв. м расположена в бывшем доходном доме, который известен как Доходный дом купца Ивана Коровина. Особенно знаменит он в артистической и богемной среде, в свое время здесь бывали многие именитые писатели, поэты, художники и музыканты.
Примечательна и архитектура дома, нетипичная для московского модерна: большие окна и сквозные балконы с ажурной ковкой скорее отсылают в французской стилистике. Это соединение русского аристократичного шика и французского салона стало ключом к облику интерьера. Работа над проектом продолжалась больше года, много сил и времени ушло на реставрацию лепнины – великолепных потолочных карнизов, тщательно восстановленных дизайнером по архивным эскизам.
Для зрелой супружеской пары дизайнеры бюро A3Interior создали интерьер вне времени: элегантный, с почти монохромной палитрой и элементами традиционного дизайна, но при этом очень современный и функциональный. «Одним из пожеланий заказчиков было большое количество систем хранения, незаметно интегрированных в пространство. В плане стилистики они нам дали полный карт-блаш», - отмечают авторы проекта.
Трехкомнатная квартира площадью 135 кв. м находится в реконструированном доме на Остоженке. Заказчики ее купили с типичным ремонтом 2000-х годов: большое количество скруглений, многоуровневые потолки, отсутствие логики в планировке… Все это следовало переосмыслить, добавить ясности в пространство и убрать устаревший декор. В итоге получился элегантный неоклассический интерьер с хорошими пропорциями и авторскими художественными деталями.
Почти десять лет дизайнеру Наталье Поповой потребовалось на то, чтобы создать загородный дом для себя и своей семьи, превратить струю сталинскую дачу в неоклассический особняк с подробным декором, антиквариатом и значимыми для семьи предметами. «В свое время нам очень понравилось место – территория дома отдыха «Снегири», где ранее была усадьба графов Кутайсовых с классическим главным домом, а в послевоенное время были построены типовые сталинские дачи. Берег пруда, высокие сосны, романтика…
Моей семье достался только остов дома: стены по периметру, без крыши, межэтажные прогнившие перекрытия. Нужно было полностью реконструировать постройку. В качестве архитектора была приглашена Ирина Сазонова, и началась глобальная реконструкция с оглядкой на русскую классику», - отмечает автор проекта.
Изначально дом имел «П»-образную форму, архитектор предложила выдвинуть часть фасадной части и создать прямоугольный объем, тем самым расширив второй этаж. Увеличить площадь также позволили большая мансарда и веранда. Работы велись размеренно и поэтапно по всему объему сразу. Сначала закрыли строительный контур (окна, стропильная система, перекрытия, кровля) и сменили финишный материал кровли на мягкую битумную черепицу. Затем переключились на инженерные системы, которые требовали полной замены, а далее – перешли к отделочным работам, которые продолжались несколько лет. Интерьер складывался постепенно, без спешки. Дизайнер по несколько раз перекрашивала стены, примеряла привезенные из поездок винтажную мебель, антикварные предметы и искусство, чтобы найти верное настроение, тот образ, который сильнее всего отзывается в душе.
Для молодой светской девушки дизайнеры студии Global Design Solutions создали остроумный интерьер с культурными аллюзиями. Вдохновением им послужила сама личность заказчицы, ее профессия и образ жизни. Молодая девушка работает в сфере искусства и, хотя и специализируется на классике и антиквариате, также всей душой любит авангард и современное искусство. Несколько месяцев в году она живет в Париже и едва ли не все сводное время проводит в музеях и галереях.
Чтобы в московской квартире заказчица чувствовала себя в своей стихии, дизайнеры предложили оформить интерьер в парижском стиле и соединить французскую классику, супрематизм и русский авангард, создав легкий и яркий интерьер с мощным бекграундом.