Лаконичная и ясная композиция стиля минимализм отдает предпочтение натуральным материалам и геометрическим формам. Классические приемы художественности и фантазии здесь не уместны, ведь стиль минимализм в интерьере дома должен проявляться в строгости и определенности.
Простор и минимум предметов являются главными особенностями стиля. Пространство моделируется за счет только самой необходимой мебели и аксессуаров. Характерным для дома в стиле минимализм считается отсутствие межкомнатных перегородок. Максимум пространства и света заключают в себе всю суть дизайнерского течения. Большие окна смогут помочь достичь необходимого эффекта: объединения с природой.
Главный акцент делается на функциональности наполнения дома. Многопрофильное использования оборудования, шкафчиков, кроватей, диванов призвано избавить жилую площадь от загруженности и освободить пространство для воздуха. Еще одним характерным признаком того, что представляет собой интерьер дома в стиле минимализм, является отсутствие видимых источников освещения. Никаких светильников, ламп и больших люстр. Рассеянное освещение создает атмосферу таинственности и ненавязчивости. Если все же осветительный прибор остается на виду, форма его должна быть очень простой и не привлекать особого внимания.
Цветовая гамма не очень разнообразная: белый, черный, серый. В качестве дополнительного цветового украшения могут выступать тона натуральных материалов, таких как дерево, кирпич, метал. Светопрозрачные конструкции смогут выполнять две главные функции: не создавать ощущения загруженности комнаты и исполнять свои функциональные обязанности (стеклянный столик для прессы, хрустальные полочки для бумаг и т. п.). Благодаря простоте геометрических форм проявляется минимализм в доме, что также создает атмосферу сдержанности и спокойствия.
Основателем интерьерного движения минимализма считается Япония. Изначально главной идеей стиля была игра света и тени, а достигали ее с помощью таких материалов, как бумага, камень и дерево. Отсутствие мебели заменяли специальными максимально функциональными нишами. Со временем интерьер домов в стиле минимализм пленил сердца европейцев, которым пришлась по душе философия созерцательности минимализма. Несмотря на большую популярность, в нашей стране пока не особо оценили всю специфическую красоту этого стиля.
Отсутствие межкомнатных перегородок значительно улучшает возможность реализации стиля в доме. Стены, покрытые фактурной штукатуркой либо простыми однотонными обоями, не будут раздражать или привлекать особое внимание. Если есть жедание созерцать игру света и тени, светлый потолок может быть дополнен различными световыми конструкциями. Многие профессионалы говорят, что эти характеристики очень напоминают интерьер домов в стиле модерн, который также выделяется своей самобытностью. Встроенным деревянным гарнитурам отдается предпочтение, поскольку они занимают мало места и предоставляют свободу в пространстве.
Новый проект бюро Sulina Design – современный загородный дом, созданный в гармонии с природой. Заказчики искали дом, который стал бы резиденцией выходного дня, где можно собраться большой семьей и провести совместные выходные или праздники.
Близость к городу и великолепное озеро с живописным берегом определили выбор в пользу готового трехэтажного дома площадью 530 кв. м. Объект достался с готовым ремонтом, который морально устарел и не соответствовал образу жизни новых хозяев. Было решено все демонтировать и создать планировку с нуля, опираясь на индивидуальные представления заказчиков об идеальном доме.
При выборе декоративного решения главным источником вдохновения стало озеро, на берегу которого стоит дом. Так появились природные материалы, тактильные фактуры и оттенки земли. Ход проекта определили и сжатые сроки – заказчики хотели получить готовый интерьер уже через год после покупки.
На берегу реки Обь архитектор Юрий Куликов построил удивительный дом, который будто парит над землей. Построил он его для себя, и проживает один с коллекцией ретро-автомобилей, виниловых пластинок и картин. Мало кто из соседей Юрия по коттеджному поселку решился построить дом на живописном логу – широком длинном овраге.
Перепад рельефа 8 метров полностью исключал типовой проект, зато стал прекрасной площадкой для демонстрации возможностей архитектора, своего рода их наглядным примером. Дом построен по комбинированной технологии, нижний блок – монолитный, верхний, на металлических сваях – каркасный, обшитый панелями из состаренного дерева, отчего напоминает классический барнхаус (дом-амбар).
Сам автор проект называет «Левитация», поскольку второй этаж, где расположена спальня, выходит за границу нижнего на целых 20 метров. Тонкие сваи, на которые он опирается, теряются на фоне природного соснового леса, отчего возникает эффект парения. Его усиливают зеркальные панели, которыми облицован фасад над нижним объемом, и большие витражи. Прием с консольным этажом, приподнятым на 12 метров, позволил не только вписать постройку в сложный рельеф, сохранить оптимальную для восприятия высотность, но и освободить участок для сада и прогулок. Нестандартная архитектура, строгая геометрия, разумная планировка, обилие панорамных окон (иначе зачем жить на природе?) – в проекте архитектор реализовал свое представление о современной и комфортной жизни в окружении природы.
Архитекторы бюро Le Atelier спроектировали современный дом, в котором практически нет углов, все линии текучие и сглаженные, а бетонная лестница напоминает гигантский серпантин. Как вспоминают авторы, история проекта началась с огромной, невероятно красивой двухсветной пустоты в центре бетонного дома. Сам дом заказчики приобрели в поселке, архитектуру которого можно было бы определить как «плохой модернизм».
«Угловатый и несуразный исходник мы постарались кардинально переосмыслить и максимально уйти от ассоциаций с окружением. Угловатость заменили плавностью, незавершенность – законченностью, пренебрежение к деталям – педантичностью. А очевидно избыточный и абсолютно нефункциональный второй свет решили использовать с размахом, заняв его центр плавной, извивающейся монолитной лестницей», - рассказывает архитектор Сергей Колчин. Эта лестница в пустоте и стала визиткой проекта.
Бюро Le Atelier реализовало экспериментальный проект, дом как тотальное произведение искусства. Его радикальные интерьеры – ответ на нетривиальный запрос заказчицы, которая увидела в предыдущих проектах архитекторов проектах арт-направленность и поставила задачу создать piece of art, современное пространство тишины. Ради этого она и приобрела готовый трехэтажный дом площадью 420 кв. м на Рублево-Успенском шоссе.
Его пол, стены, потолок – все из бетона, в бетонную коробку вставлены выразительные деревянные окна, из которых открывается вид на дикий сад. «Этот совершенный в своей лаконичности образ вдохновил нас ничего не менять, оставить все как есть», - рассказывают архитекторы бюро.
Над проектом работали: Сергей Колчин, Анна Овчинникова, Марья Бахрамеева, Надежда Торшина, Наталья Сенюгина, Глеб Куликовский, Никита Лесников.
Заказчики дизайнера Татьяны Генне обратились с запросом на реконструкцию типового дома, построенного литовскими архитекторами в старом поселке под Калининградом. А в итоге получили новую современную виллу: функциональную, комфортную, с эффектной архитектурой и ярким наполнением. Семейную пару с дочерью привлекал радикальный минимализм с большими открытыми пространствами, панорамным остеклением, чистыми геометрическими формами, отсутствием архитектурных и декоративных излишеств.
Старая постройка не соответствовала ни одному из заявленных критериев, и началась глобальная реконструкция, которая вылилась в строительство нового здания. При демонтаже внутренних конструкций дома выяснилось, что сохранять нечего. От старого дома осталась только посадка на участке и часть фундамента, все остальное спроектировано заново, так что можно сказать, что вилла построена практически с нуля.
Двухэтажная постройка с выносными консолями, плоской кровлей и большими окнами выглядит строго и лаконично в том числе и за счет единого ритма панелей системы вентилируемых фасадов. Помимо главного дома дизайнер спроектировала и построила на участке одноэтажное здание СПА-комплекса, летнюю площадку для барбекю и хозяйственные постройки, а также разработала ландшафтный проект.
Среди высоких сосен в Подмосковье архитекторы бюро Hôtel Richesse построили треугольный гостевой дом. Его нестандартная и очень образная архитектура – ответ на месторасположение: живописные места на Николиной Горе. «Именно такая легкая конструкция с острой крышей, зоной патио и большой террасой на крыше ассоциируется с ландшафтом Николиной Горы и соответствует историческому духу поселка, где соседи всегда ходили к другу ходили в гости, а на террасах происходили интересные разговоры, встречи, знакомства», - отмечают авторы проекта.
Двухэтажный дом представляет собой монолитную железобетонную конструкцию со стеклянными фасадами, которые работают как большие зеркала, отражая вековые сосны, ухоженный сад с прудом, голубое небо… К стеклянному объему с двухскатной заостренной крышей пристроен бетонный объем гаража. Плоская площадка над ним задумана как парящая терраса с зеленой кровлей. Она визуально увеличивает небольшой объем дома и еще сильнее связывает его с природным ландшафтом. На террасу ведет лестница, обшитая металлом, в конструктивную колонну встроен мангал. Кровля использована фальцевая из темного металла, подкровельное пространство оформлено деревом теплого оттенка.
Заказчику изначально нужен был гостевой дом с теплым гаражом, а наличие патио и эксплуатируемой кровли превратило его еще и в место летних вечеринок и семейных мероприятий, точку притяжения друзей семьи.
Архитектурное бюро Александры Федоровой построило загородную виллу в Серебряном Бору, создав оригинальную архитектурную композицию с парящей восьмиметровой консолью. Архитектура и внешний облик дома продиктованы особенностями места: во-первых, участок общей площадью 20 соток имел ограничения по пятну застройки, поскольку находится в природоохранной зоне Москвы, во-вторых, вокруг довольно много близко расположенных жилых построек, поэтому нужно было обеспечить приватность проживания.
Так появилась эффектная композиция, набранная из трех объемов: нижнего и двух нависающих над ним верхних. В плане они немного завернуты и образуют приватную террасу во внутреннем пространстве, закрытую деревянными перголами. Вертикальные рейки повернуты под определенным углом так, чтобы свет проникал сквозь них, но из окон соседей не просматривалось происходящее на террасе. «Что касается планировки, то мы приняли решение поднять все основные помещения на второй этаж, чтобы создалось впечатление, что дом находится где-то на холме и из окон открывается прекрасный вид», - рассказывает архитектор Александра Федорова.
Каркас дома выполнен в железобетонных конструкциях с заполнением стен кирпичом. Окна дома снаружи имеют структурное остекление, рамы максимально скрыты. Особенность главного фасада – скрытые ворота, оформление объема тонким керамогранитом позволило сохранить целостность архитектурной идеи.
Для молодой семьи с тремя детьми архитектор Алексей Почевалов спроектировал и оформил дом, создав простой и одновременно запоминающийся интерьер с использованием натуральных, «честных» материалов: металла, бетона, дерева и камня. Двухэтажный дом площадью 550 кв. м построен на небольшом участке (15 соток), примыкающем к лесу. В форме он напоминает цифру «4», такая планировка позволила правильно сориентировать помещения по сторонам света, сохранить приватность жилых зон и сделать внутренний двор, полностью скрытым от глаз соседей. Бонусом стал раздвижной забор, который визуально увеличивает ландшафт, объединяет его с лесным массивом.
Дом построен на ленточном фундаменте и имеет ясную линейную архитектуру. Второй этаж частично нависает консолью над первым, что придает облику постройки дополнительную динамику и выразительность. Стены дома выполнены из поризованного блока, фасады облицованы плиткой под кирпич в комбинации с лиственницей и темными фальцевыми панелями, переходящими в металлическую кровлю. Плитку специально выбирали самую темную: черная архитектура подчеркивает современную сущность проекта, хорошо гармонирует с природным пейзажем и выгодно контрастирует со светлыми интерьерами. Создает тот самый «вау»-эффект, когда заходишь внутрь и обнаруживаешь роскошное, наполненное льется, насколько видит глаз.
В камерном подмосковном поселке архитекторы бюро Александры Федоровой спроектировали и построили дом, в котором природа, архитектура и интерьер существуют в единой концепции. Двухэтажный дом площадью 680 кв. м расположен на достаточно компактном участке в 18 соток, сам поселок небольшой, но с плотной застройкой, на участке растут вековые сосны, которые хотелось сохранить. Все это определило облик и структуру здания, набранного из больших объемов с консольными выступами (6 и 8 метров) и с внутренним двором по центру. Парадные помещения дома ориентированы на Восток.
Чтобы впустить солнечный свет во все без исключения помещения, архитекторы сделали окно над внутренней лестницей (оно наполнило светом гостиную в послеобеденное время) и световой колодец, который помог нивелировать тени нависающих консолей. Дом расположен в сосновом бору, на довольно темном участке, именно потому в его наружной отделке преобладают материалы в темных тонах, тогда как интерьеры, наоборот, оформлены в светлой палитре. Такой прием визуально делает постройку частью сложившегося природного ландшафта, а внутренний объем – еще больше, просторнее, светлее.
Для российской семьи из пяти человек архитекторы бюро LAD оформили современную виллу на побережье Средиземного моря, в небольшом испанском городе Льорет-де-Маре. Благодаря тому, что они подключились на раннем этапе строительства здания, удалось типовой архитектурный проект удалось адаптировать под нужды и привычный стиль жизни большой семьи.
Поскольку требования к высотности на побережье Испании позволяют строить объекты не выше одного этажа, для размещения функционала пришлось углубиться в скалу на два дополнительных уровня. В итоге получился минималистский трехэтажный объем с протяженными каскадными террасами и переливным двухуровневым бассейном. Строительством и отделкой дома занималась испанская строительная компания, но российские архитекторы тщательно контролировали процесс. Одним из их предложений также было оформление фасада в тех же материалах и цветовой гамме, что и интерьеров, для создания цельного архитектурного образа.