Книга облачена в переплет из темно-коричневой телячьей кожи с напрыском; обрезы тонированы в красный цвет. Переплет выглядит довольно скромно: он ничем не украшен и ни один из предыдущих владельцев не разместил на крышках или корешке свой вензель, монограмму или герб.
Новый сайт ГМИИ им. Пушкина, посвящен единственной книге - трактату «Десять книг об архитектуре» древнеримского архитектора I века до н. э. Марка Витрувия Поллиона.
Уникальный артефакт - печатная книга, превращенная в рукопись с многочисленными чернильными пометами на полях, хранится в Научной библиотеке Пушкинского музея. Книга была напечатана на латинском языке в Венеции в 1511 году и является самым ранним итальянским изданием в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Экземпляр ГМИИ содержит полный комплект листов издания - 123 листа.
Венецианское издание «Десяти книг об архитектуре» Витрувия 1511 года было одной из самых востребованных книг по архитектуре, напечатанных в XVI веке. Его успех был связан с тем, что над ним работал гуманист, архитектор и инженер Фра Джованни Джокондо (1435–1515). Среди интересных особенностей издания: 136 гравюр на дереве работы самого Фра Джокондо, а также словарь архитектурных терминов и «ключ» к расшифровке необычных единиц измерения в заключительной части книги. В средневековых рукописях трактата часто встречались «темные», малопонятные места, которые требовали прояснения, а иногда и дополнительного истолкования. Фра Джокондо изрядно потрудился над текстом и приложил немало усилий к прояснению целого ряда таких мест.
На нижнем форзаце различим водяной знак в виде кувшина — такие филиграни размещали на своих листах европейские бумажные фабрики, работавшие во второй четверти XVII века, а значит и весь переплет относится к этому времени. Обе переплетные крышки укреплены пергаменными листами средневековой латинской рукописи. На верхней крышке она частично просвечивает сквозь белый лист оклейки, а на нижней крышке защитный лист утрачен, и рукопись видна полностью.
Целью проекта-расследования, стартовавшего в 2019 году, стали анализ и атрибуция этих записей, изучение рисунков и других уникальных особенностей экземпляра, а также выяснение истории бытования книги с момента ее выхода из типографии и до поступления в Научную библиотеку музея.