Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Проект реставрации и приспособления к современному использованию Пакгаузов Нижнего Новгорода, разработанный архитектурным бюро СПИЧ под руководством Сергея Чобана, стал частью плана развития всей территории Стрелки как культурного кластера общегородского значения.
Официальное название объекта: металлические конструкции павильонов Центрального здания Всероссийских выставок 1882 и 1896 годов. Статус охраны: объект культурного наследия регионального значения. Пакгаузы расположены в городе Нижний Новгород на улице Стрелка, д.21, лит. Ж, И. Проект: 2019-2020. Реализация: 2021-2022. Общая площадь: 3338,15 кв. м. Литера И: 1592.6 кв. м. Литера Ж: 1745,5 кв. м. Максимальная отметка высоты: 16.57 м (конек исторических конструкций), 13.3 м (конек кровли нового объема).
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Илья Иванов, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Илья Иванов, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Историческая справка: Стрелкой в Нижнем Новгороде называют мыс, образованный слиянием Оки и Волги. Отсюда открывается панорамный вид на город, воду, а также расположенные в этой части Нижнего храм Александра Невского и стадион «Нижний Новгород».
В XIX веке здесь располагались пристани знаменитой Нижегородской ярмарки – Сибирская и Петербургская, – на которых разгружали свой товар тысячи купцов, прибывавших в Нижний водным путем. В 1896 году в городе проводилась 16-я Всероссийская промышленно-художественная выставка, которую посетил недавно коронованный император Николай II с супругой. К этому мероприятию всего было построено около 200 павильонов, которые поражали воображение своей архитектурой. Особенно заметным был главный павильон – его проект выполнили инженеры Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский, причем, строго говоря, они перепривязали, как сказали бы сегодня, свой же проект, созданный для XV Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве. И конструкции также были использованы повторно – после окончания московской выставки павильон разобрали, а его каркас использовали повторно в Нижнем Новгороде.
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
После завершения выставки в Нижнем Новгороде павильоны были проданы в разные города России также для возможного повторного применения. И ажурные металлические конструкции, часть Главного выставочного павильона, были выкуплены для переноса на Сибирскую пристань, где их использовали как основу для строительства пакгаузов – складов. Изначально таких сооружений было возведено 4, но до наших дней дошли только два. До 2017 года здесь располагался грузовой порт, и территория, соответственно, была закрыта для доступа горожан. Закрытость позволила конструкциям сохраниться, но одновременно стала одной из ключевых причин их незаслуженной забытости.
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
В 2015 году общественное объединение «Открытая Стрелка» смогло не просто обосновать историческую ценность конструкций, но и привлечь к их судьбе внимание широкой общественности. Тем самым ажурные остовы пакгаузов удалось спасти от сноса (а такие поползновения у властей были). В 2017 году порт с территории Стрелки был выведен, ее начали готовить к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Металлические каркасы избавили от кирпичных стен и шиферных крыш. Тогда же, в 2018 году, конструкции получили статус объекта культурного наследия регионального значения.
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
В 2019 году в окружении уникальных конструкций прошли фестивали «Интервалс», «Стрелка», «Жарко», состоялась премия «Инновация». А в 2020 году были проведены работы по сохранению и консервации исторических элементов. Металлические конструкции очистили от старых слоев краски и пыли, покрыли тремя слоями лака и морозоустойчивой краской высокотехнологичного состава для защиты металла от коррозии. Цвет пакгаузов теперь приближен к натуральному оттенку темного металла дореволюционных конструкций – это было предметом отдельного исследования.
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Проект приспособления к новому использованию разработан архитектурным бюро СПИЧ. Сначала, в 2019 году, авторский коллектив под руководством Сергея Чобана разработал комплексное предложение – мастер-план развития всей территории Стрелки как культурного кластера общегородского значения.
Мастер-план своей основной задачей ставил градостроительное осмысление пространства Стрелки в структуре города и создание здесь целого ансамбля новых центров притяжения культурной и общественной активности. Отправной точкой проектирования стало как раз осмысление использования пакгаузов.
Реставрация и приспособление пакгаузов стали первым и на настоящий момент единственным этапом реализации этого проекта. Исторические конструкции, как уже было сказано выше, законсервировали в их нынешнем виде, а внутри них возникли полностью повторяющие их объемное решение павильоны, которые за счет облицовки панелями из полированной нержавеющей стали визуально растворяются в пространстве.
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Каждый пакгауз исторически имеет двухчастную структуру, поскольку состоит из большего и меньшего объемов одинаковых очертаний, одинаковой геометрии. Внутренние металлические объемы (малый и большой) соединены между собой остекленным отапливаемым вестибюлем. Вестибюль получил светопрозрачную кровлю, позволяющую изнутри вблизи увидеть ажурные конструкции. Главные входы в павильоны расположены на торцевых фасадах друг напротив друга.
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Илья Иванов, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Если же говорить о новом назначении пакгаузов, то в литере И размещается павильон с культурно-выставочной функцией, а в литере Ж (более крупный по площади и расположенный ближе к воде объем) – павильон с конференц-залом на 608 мест с 3 надземными уровнями. В литере И мы из вестибюля попадаем в глухие пространства выставочных залов без естественного освещения, отделанные белой матовой штукатуркой. В литере Ж через многосветный вестибюль проходим в конференц-зал с акустической отделкой из рельефных деревянных панелей, что создает контраст между светлым пространством вестибюля и камерной, уютной атмосферой зала.
В меньшем объеме каждого из них разместились необходимые сопутствующие функции – инженерные и служебные помещения, вестибюль с кассовой зоной, гардероб, буфет, санузлы. Основными материалами отделки внутренних стен общественных пространств являются металлические кассеты. Пол наливной – терраццо, белого цвета с фракциями разных оттенков.
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Фото Дмитрий Чебаненко, предоставлено архитектурным бюро СПИЧ
Вновь возводимые конструкции не выходят за пределы исторического каркаса и отступают от него внутрь на 1800 мм по периметру в плане. Кровля большого павильона имеет отступ более 500 мм от исторического каркаса, кровля малого объема более 200 мм. В качестве основного материала наружной облицовки применены фасадные панели из нержавеющей стали толщиной 40мм. По горизонтали и вертикали фасады разбиты технологическими швами. Там, где внутри необходимо естественное освещение, на фасадах размещены панорамные окна в пол – перед ними установлены ламели из перфорированной нержавеющей стали.
Композиция из исторического каркаса, эффектно подсвеченного в вечернее время, и новых объемов внутри него – это новый символ Стрелки и одновременно пример аккуратной реставрации и интеграции памятника промышленной архитектуры, реализованной, что немаловажно, относительно быстро и за умеренный бюджет.