Художественный паркет — очень дорогостоящее изделие. На что же следует обращать внимание при покупке такого паркета? Очень важный вопрос, который часто упускается из вида, это сушка паркета. Существующим ГОСТом определена влажность паркета в 6-12%. Однако этого совершенно не достаточно.
Дело в том, что действующий ГОСТ писался еще в 1985 году и соответствовал уровню развития техники, возможностям и запросам советских людей. Тогда люди укладывали паркет ёлочкой и были счастливы. Художественный паркет был гораздо проще, чем сейчас, и значительно менее распространён. С тех пор жизнь сильно изменилась. Когда речь идет о художественном паркете, имеется в виду не простая палуба из недорогого паркета на полу, а как минимум - роскошная розетка из 7 пород. Естественно, хочется сохранить её на долгие годы в состоянии, близком к первоначальному.
Многие обращают внимание на качество исполнения рисунка. Конечно, это важно. Но если дерево имеет влажность около 12%, то внешний вид паркета через полгода сильно изменится. Общеизвестно, что в России очень холодные зимы. При температуре -10С- -40С влажность воздуха в помещении падает до 10-15%. Влажность древесины при такой влажности воздуха будет 3-5%. Доска влажностью 12% и шириной 150 мм при падении влажности до 3-5%, может усохнуть на 3-5 мм. Трудно представить, что будет, если каждая полоса художественного паркета шириною 150 мм усохнет на 3-5 мм.
Существующие средства защиты от потери влаги не создают, к сожалению, полной герметичности и не гарантируют 100% результата. Например, лак. Да, лак препятствует отдаче и проникновению влаги. Однако не создаёт полной герметичности. Всё равно влага потихоньку проникает сквозь лаковый слой. Всё равно паркет будет усыхать, хоть и не так сильно. У кого дома есть двери из массива, тот знает, что зимой на них появляются щели. Хотя двери и покрыты лаком. То же бывает и на мебели…
Как же бороться с влажностью? Для начала определимся, что такое высокая влажность древесины. В нашем климате влажность выше 8% - совершенно не приемлема для художественного паркета. Выход один - нужно использовать древесину с меньшей влажностью... И на этом стоит остановиться.
Обычно, вся заготовка сушится в огромных промышленных сушильных камерах с объёмом 30-80 м3. Но в них невозможно высушить заготовку до величины 7±1%. Потому что производители таких (промышленных) сушек просто не закладывают возможность обеспечения допуска по влажности в 1 % . А закладывают в 3%, а то и в 4%. Здесь надо объяснить, как именно сушат. Заготовку укладывают на поддоны и помещают в камеру. К поддонам присоединяются датчики, которые передают информацию на компьютер. На основании этой информации компьютер определяет режим сушки. С некой точностью. Эта точность как раз и обеспечивает те самые ±3%. И это приемлемо для обычного паркета, но совершенно не годится для художественного.
Кроме того, все стремятся сушить быстро, поскольку каждый день пребывания заготовки в камере стоит денег. Поэтому процесс сушки идёт при высоких температурах. А это ведет к тому, что вода быстро испаряется, а заготовка быстро сохнет. Возникают внутренние напряжения. Вода испаряется, заготовка сжимается. Соседние слои начинают давить или тянуть друг на друга, причём в совершенно произвольных направлениях. Это и есть внутренние напряжения. Иногда при плохой сушке видны трещины на торцах. А то и на пласти — части паркетной планки, которая вверху. Так проявляются внутренние напряжения.
Так вот, если соблюдать технологию сушки и использовать такую заготовку для обычного паркета, там такие внутренние напряжения терпимы. А для художественного паркета — нет. Чтобы выложить рисунок необходимы, например, треугольники, Вырезается угол, и вдруг один из уголков немного загнулся к верху...Если уложить такой треугольник в мозаику, он будет выпирать из плоскости. Выпирающую над плоскостью часть можно срезать, но размеры треугольника уже изменились. Идеальной картины не будет. Либо можно замазывать шпаклёвкой, либо менять его…
Чтобы предотвратить возможные проблемы, мы используем мини сушки с объёмом 1-3 м3. В этих сушках есть возможность сформировать поддон со схожей влажностью. Например, 10-12%. Сушка в ней происходит при не высокой температуре и достаточно долго. Внутренние напряжения снимаются, при этом, поскольку камера не велика — больше возможностей для контроля.
Подготовка материала для такой сушки, конечно, очень хлопотный процесс. Нужно взять 100 м2 заготовки (1.500 планок), каждую планку проверить влагомером и разложить по группам, скажем до 9 % (это - хорошая заготовка), до 12% и до 15 %. А поскольку эти влагомеры «привирают» приходится постоянно контролировать влажность по весовому способу.
Это значит, заготовку взвешивают, помещают в специальную печь, высушивают до нулевой влажности, опять взвешивают. Потеря в весе показывает, сколько влаги было до сушки. По специальной формуле определят влажность. Процесс такого определения влажности занимает до 8 часов. Досушивать заготовку приходится практически всегда. Зато работать с такой заготовкой одно удовольствие. Получающиеся из неё элементы не выгибаются, как попало, рисунок выкладывается великолепно.
В большинстве своем эти проблемы возникают с западными производителями. Может показаться странным, но в России сушат гораздо лучше, чем за рубежом. Качество паркета у нас лучше, чем в Европе. Но в России растут только Дуб и Ясень. А породы типа Ироко, Венге, Мербау, Олива приходят из-за рубежа. Так вот почти со всеми, да не «почти», а со всеми! зарубежными производителями - постоянные проблемы. Практически весь их материал идёт на досушку.
Без хорошей сушки древесины изготовить художественный паркет возможно, но невозможно его сохранить. Это всё равно, что построить красивый и дорогущий дом на песке. Пройдут дожди, и его смоет. Сушка — это фундамент. Это основа. Без хорошей сушки не может быть хорошего художественного паркета. Но кроме этого существует масса и других нюансов, о которых мы поговорим в другой раз.
Орфография и пунктуация авторов сохранена