К Первомаю галерея А3 (А-три) порадовала московских любителей авангарда смелым проектом - «Слава труду». «Серп и молот» или «Русский натюрморт» Александра Трифонова украсил весеннюю выставку в галерее «А три». Здесь ирония и сарказм, и даже антисоветская злость к подневольному труду за колючей проволокой.
Историю репрезентации труда, как самостоятельного сюжета, можно проследить практически до момента возникновения собственно изобразительного искусства – об этом свидетельствуют наскальные рисунки «охотников» и «собирателей». Образы труда, так или иначе, живут во всех эпохах – в древнеегипетской фреске и буколических пасторалях; это крестьяне Брейгеля, Милле и Ван Гога; рабочие Пименова и Леже, а сегодня это может быть «офисный сюрреализм» Пилсона или «Робот-менеджер» Торимицу.
Однако, когда участникам сессий была объявлена тема восьмого сезона, первой реакцией было недоумение. Казалось бы, для чего предлагать современным авторам задачу, которая в свое время была непременной «обязаловкой»? Многие помнят, как «тема труда» буквально преследовала художника, начиная со школьной скамьи, вплоть до участия в отчетных выставках; причем как изобразительные средства, так и воплощаемые эмоции были строго регламентированы.
Нас отделяет от тех времен дистанция в двадцать лет – за это время успело произойти несколько смен культурных кодов и переоценок художественного наследия. Многие «pro» и «contra» стали предметом истории - особенно для нового поколения, уже достаточно отстраненного от «советской действительности». Технологии постиндустриального общества не просто изменили мир труда и межличностных отношений, они практически создали новую реальность, в которой многие «проклятые вопросы» требуют переосмысления.
Отношение к труду – важный маркер процессов, происходящих в обществе, одна из важнейших экзистенциальных проблем. Там, где экономисты и политические мыслители упираются в «бесконечные тупики», только искусство может интуитивно если и не нащупать верный путь, то хоть уловить слабый ток свежего воздуха, неясный, лежащий вне привычных положенностей намек на продолжение движения; именно поэтому мы решили избрать такую тему для нашей весенней выставки В названии проекта неслучайно отсутствуют знаки препинания – таким образом мы хотим обратить внимание на необходимость различных, возможно противоположных высказываний и интонаций. Как и все предыдущие «Сессии» - это выставка-лаборатория, которую мы хотим сделать максимально разнообразной.
Вот только некоторые вопросы, котрые мы хотели задать участникам: Есть ли вообще место поэтике и художественному в современных трудовых отношениях? Освободились ли мы от «аллергии» на образы труда, как части советской идеологемы? Что такое труд в современном обществе, какой он – творческий, сизифов или мартышкин? Актуально ли бегство от цивилизации «к труду на земле»? Что такое работа и что такое труд – всегда ли они тождественны? Кто он – труженик постиндустриальной экономики? Офисный планктон или интеллектуал, владеющий технологиями? Художник – кто ты? Труженик арт-индустрии, производитель предметов роскоши или все еще некто, стоящий выше производственных отношенний? Кто твой работодатель? Чему ты служишь?
Планируемая экспозиция приурочена к Дню международной солидарности трудящихся 1 Мая. Предлагается устроить обсуждение с участием художников, философов, социологов, политиков.
Кураторы Андрей Волков, Алексей Иорш Адрес галереи: Староконюшенный пер. 39 Выставка работает с 28 апреля по 22 мая 2011 года