Оформленная архитектором Марселем Искандаровым квартира находится в доме, построенном в 1930-е годы для работников авиазавода в Казани, в народе известном как дом с тремя арками. «Архитектура дома весьма эклектичная. Здесь есть элементы конструктивизма, ар-деко, нарождающегося сталинского классицизма, - рассказывает архитектор. – В свое время мне друзья рассказывали, что в микрорайоне, который носит название Соцгород, есть квартиры с колоннами. И вот, спустя годы мне посчастливилось с одной из таких работать».
При создании интерьера было важно подчеркнуть стилистическое звучание исторической постройки, сохранить планировочные и декоративные особенности довоенной архитектуры, но сделать пространство современным и без налета излишней ностальгии.
«Распашная» квартира площадью 77 кв. м имеет характерную для 1930-х годов планировку с центральным холлом, двумя анфиладами и изолированной кухней. Архитектор ее почти полностью сохранил. Изменения коснулись лишь коридора, ведущего в кухню, с примыкающим к нему санузлом, где он выкроил место для хозяйственного помещения. Все проемы и двери он оставил на своих местах, лишь немного увеличил центральный проем в гостиной-столовой, чтобы дать больше воздуха.
Исходные пропорции помещений тоже оказались практически идеальными для размещения современной мебели. Часть гостиной отделена конструктивными колоннами, которые образуют альков (здесь разместилась диванная группа), пространство возле сдвоенных окон отдано под столовую. «Отличные пропорции имела кухня: мойка и газовая плита разведены по двум сторонам, по центру – стол для завтраков. Такое зонировние оказалось очень удобным и для повседневной жизни, и для приема гостей, в случае, когда хочется посидеть на кухне», - отмечает архитектор. Вообще в этом доме изначально было 12 видов разных планировок, и многие с колоннами, об этом архитектор узнал, когда начал собирать информацию о доме и эпохе. Сейчас он подал документы на признание дома памятником архитектуры.
«В этой квартире мне хотелось передать особое звучание пустоватого и немного мрачноватого уюта постконструктивистских домов, - признается архитектор. – В качестве ориентира я использовал опыт европейских коллег, которые мастерски работают с историческим контекстом и создают эклектичные, вневременные интерьеры». За основу цветовой гаммы была взята картина голландского художника, созданная в 1920-х годах – пейзаж с землисто-серым, почти монохромным колоритом: строгим и сложным одновременно.
Особого внимания требовали оригинальные сохранившиеся с 1938 года (года постройки дома) колонны тосканского ордера, они нуждались в реставрации. Чтобы интерьер выглядел более строго и графично, архитектор акцентировал высоту помещений с помощью подкарнизного фриза темного цвета и высокого плинтуса. При воссоздании карнизов и других деталей он сверялся с историческими документами и архивами типовых элементов оформления советского жилья.
В квартире использованы настенные панели сложного серого тона в комбинации с однотонными фактурными тканями. «Столярные изделия и потолочные гипсовые карнизы я дословно воспроизвел на основе оригинальных обмеров. Кое-где их даже удалось сохранить и отреставрировать. Также я сохранил подоконники тераццо и метлахскую плитку, которая переехала из ванной на балкон. Первоначальный рисунок паркета «елочкой» трансформировался в такой же, но сильно укрупненный и почти доведенный до квадрата модуль – этот прием позвонил скорректировать геометрию помещений», - отмечает архитектор. Меблировка выполнялась в два этапа: все базовые необходимые предметы были спроектированы в индивидуальном порядке и установлены в процессе отделки. Акцентные же – антиквариат и винтаж – приобретались постепенно и помогли завершить образ интерьера вне времени.
Комплектация объекта
Строительные и отделочные материалы и изделия
Изделия из дерева, двери, компания «МебельПремиум»
Лепной декор из гипса, поставщик Arabesco
Обои Sirpi
Финишная отделка стен, краска Caparol
Паркет, поставщик Marco Ferutti
Керамогранит, поставщик Kerama Marazzi
Свет Berliner Messinglampen, Fornasetti; винтаж 1940-х гг.
Текстильный дизайн, компании «Арсали», Amity Home
Ковры, индийские килимы, поставщик «Мир ковров»
Аксессуары, поставщик Living
Сантехника раковина Laufen, смесители KLUDI, Hansgrohe
Мебель
Прихожая винтаж
Гостиная чайная группа Fornasetti, банкетка Christopher Guy; журнальный столик, на заказ, по эскизам дизайнера, изготовление «Столярный Арсенал»; антиквариат
Столовая обеденный стол, винтаж; стулья Contradictions
Кухня винтаж; на заказ
Спальня кресло Baker, этажерка Versmissen; столик для рукоделия, винтаж
Кабинет кресло Theodore Alexander
Встроенная мебель, на заказ – изготовление компания «МебельПремиум»
Мягкая мебель, на заказ – изготовление компания Arsen
Оборудование
Оборудование кухни техника Bosch
Фотограф: Сергей Красюк
Стилист: Наталья Онуфрейчук
«Зодчество» – главный архитектурный фестиваль страны, который в течение трех дней проходил в Гостином Дворе, продемонстрировал лучшие российские практики. Тему 32 «Зодчества» кураторы обозначили как «Прорыв»…
Поскольку планировка квартиры должна была остаться прежней, то фокус сместился на работу с цветом, фактурой и масштабом. В этой квартире очень сдержанная серая палитра на умбровом замесе, земляные оттенки дозированно дополняются насыщенными древесными оттенками и графичными черными и белыми акцентами. Такой строгий образ пространству только на пользу, в нем угадываются характерные для сталинской архитектуры черты.