"Какой бы материал не использовался в качестве фасадного декора, он имеет свои особенности. Основные проблемы связаны с производителем. В цепочке качество-цена-монтаж-сроки какое-то звено все время выпадает", - говорит архитектор Александр Бурыкин
С живым материалом свои проблемы. Во-первых, совсем не обязательно вам доставят тот мрамор, который показывали в образце. Вчера этот мрамор добыли из одного слоя, сегодня – из другого. Он может существенно отличаться один от другого, и когда его привозят – совершенно не понятно, что с ним делать… Некоторые производители, стремясь подобрать обещанный цвет, будут выбирать, сортировать - в основном, это западные компании, наши – не утруждаются!
Во-вторых, проблемы с конечным продуктом – нарезка, обработка. Первая партия готовых изделий может кардинально отличаться от последней. Бывает так, что крупный заказ берет фабрика, у которой просто не хватает мощностей. Тогда все, что можно, она делает сама, а остатки несет на другое производство… Соответственно ждать полного совпадения партий продукции ждать не приходится…
Если заказываешь резные изделия или обломы – неимоверно растет цена, ведь это ручная работа. Если говорить о машинах, а сегодня существует прекрасное, мощное оборудование, которое уверенно режет камень глубиной до 6 сантиметров, то надо иметь в виду, что в Москве их считанные единицы и мастеров по пальцам перечесть…
Кроме того, резка на машине имеет грубоватый вид. Ведь как все происходит? Эскиз отдают лепщику, который режет барельеф, создается базовая модель, потом ее отцифровывают, а затем запускают машину и вырезают необходимый рисунок. Так вот изделие, прошедшее машинную обработку, надо «доводить». Резчик вручную, используя зубило и долото, догоняет, шкурит изделие, доводит его до рукотворного вида, повышая многократно уровень конечного продукта.
При всем этом в наших условиях долговечен только гранит и подобные ему камни. Мрамор на фасадах быстро умирает, он слишком нежный и пористый. Исключение составляет, пожалуй, только искусственный мрамор, называемый оселковый мрамор. Эта имитация натурального камня практически неотличима внешне, способна повторять «натуральную» гамму и по плотности ничем натуральному камню не уступает. Колонны из оселкового мрамора стоят десятилетиями в неизменном виде. Однако производить его могут немногие, их действительно единицы…
С искусственным камнем дело обстоит в каком-то смысле проще! Есть проблема формы. Точнее ее полного сохранения от первого до последнего изделия. Поскольку эти материалы делаются с помощью отлитых форм, особенно важной становится сама эта форма. Вопрос в том, на сколько ее хватит? Встречали на своем пути много дилетантов и обжигались не раз – к середине всей партии изделий форма терялась, разъезжалась и тд!
Прочность - еще один больной вопрос искусственного камня. В него нужно добавлять сложные по составу смеси – это технология, которую нарушать нельзя. Плюс наши циклы заморозки – оттепели… Тогда этот композитный материал, действительно изначально похожий на камень, через пару лет трескается, темнеет, блекнет, а то и рассыпается. Поэтому, выбирая продукцию, архитектору необходимо дополнительно смотреть «живые», уже отстоявшиеся объекты, фасады которых декорированы искусственным камнем этого производителя. Есть производители, которые делают отличные изделия, но есть и другие….
Искусственный камень требует финального качественного гидрофобного покрытия, которое наносится после монтажа и продлевает жизнь материала в разы! Этому надо уделять особое внимание. Те, кто производит такой фасадный декор, обычно рекомендуют своих производителей, а что в основе такой рекомендации – качество или бизнес-интерес, надо разбираться….
Знаю, что наши отечественные разработчики достигли высочайшего качества этих составов. Например, ученый с мировым именем, профессор О. Лукинский, кстати, именно он сейчас спасает Статую Христа в Рио-де-Жанейро, которая просто разваливается от воды. Он разработал свою непревзойденную по характеристикам серию составов водной защиты и гидроизоляции. Мы пользуемся этим.