Даши Намдаков. Автор фото: Сэсэг Санданова
Сколько их, миров Даши Намдакова? В мастерской скульптора, в буддийском Храме, на съемочной площадке, в вольной степи под небесами… Куда бы он ни перемещался, его миры везде с ним, проявляются, будто сами заполняют пространство: лучники, герои, девочки с солнцем в волосах, воины, птицы, летящие лошади… Открывая нам двери, Даши ведет шаг за шагом на более высокие уровни и дарит каждому шанс дотянуться до небес. И как магнит, который притягивает все самое лучшее, он в центре соединения талантливых, ярких, самобытных людей, и он вдохновляет всех. Сегодня мы говорим с Даши Намдаковым про искусство и его многогранность, про арт-парк Тужи и будущее…
Вы - скульптор мирового масштаба и настоящий флагман искусства, продолжающего традиции эстетики и идеалов, высоких примеров, к которым надо стремиться. Расскажите, что Вы думаете о современном искусстве?
Даши Намдаков: Как Вы сказали? Флагман? Ну это точно не я (смеется)… Вообще, понятие «современное искусство» мне не очень нравится. Во все времена искусство было «современным» для тех, кто жил в эту пору. Я не сразу его понял. Посещая мировые арт-музеи, а это, как правило, роскошные современные здания, я поначалу думал, вот они стоят и пустуют, в них никого нет. Тогда зачем все эти предметы вообще? Они же никому не интересны! Но однажды, вернувшись через 13 лет в токийский музей современного искусства, я посмотрел на все это совершенно иначе. И был этому очень рад. Мое отношение и взгляд «зачем это» полностью изменились. Теперь я сам погружен в арт. Честно скажу, «долго догонял»! Пока мозг смог, сумел это принять, много времени прошло. Мы же все советские, школа у нас мощная, железо-бетонная, академическая, что-то другое «заходит» сложно. Для того, чтобы начать понимать, мне понадобилось пожить в другой среде ... А вот молодежь легко попадает в процессы, которые идут по миру.
Я благодарен этому периоду жизни. Но на родине я себя чувствую только в России. И осознанно вернулся домой, когда понял, что больше никому ничего доказывать не надо, вернулся, чтобы заниматься тем, что мне интересно…
Продолжать оставаться в искусстве вообще очень сложно… Особенно, когда тебе уже что-то удалось, то, к чему ты шел, произошло, тебя признали, прошла череда успешных выставок. Дальше начинается самое сложное. Перестаешь понимать, куда двигаться. На этом этапе многие ломаются, причем в любом виде искусства: в музыке, живописи, литературе. Получить успех однажды – это многим удается, а вот получить успех и продолжить двигаться дальше – это уже героизм. Суметь перекроить себя и пойти дальше - для этого нужен не только большой труд, но и большой ум.
Скульптура «Отец Байкал», установленная на острове Ольхон в 2018 году, создана для уникального ландшафта байкальского острова, как культурный объект одной из самых высоких географических точек острова. Авторы фото: Павел Федоров и Владимир Смирнов
Золотая Шория. 2010 год.
Чингисхан. 2011 год
Все Ваши творения находятся в диалоге со временем и с миром, они как книги многогранны, к ним хочется возвращаться. Как вы считаете, по-прежнему существует необходимость в искусстве? Ведь мир упростился…
Даши Намдаков: Конечно! Потребность в нем сохранилась, она, думаю, будет всегда. Просто искусство меняется. Сейчас появились технологии ИИ, например. И это совершенно другие возможности. Без человека ИИ далеко не уйдет, а в содружестве может дать новые плоды. И мне очень интересно посмотреть, во что это выльется. Я совсем не боюсь технологий. И сам бы с радостью попробовал!
Как родился Проект «Тужи»? Вы как-то в одном из интервью назвали его «двухлетним ребенком». Как отец, каким Вы его видите в будущем?
Даши Намдаков: Я сначала много думал, во что это превратится. Потом понял, и в этом мне помог буддизм, не надо пытаться заглянуть вперед, надо жить настоящим. Нет смысла тратить много энергии на мысли о будущем. Чтобы в нем было хорошо, мы делаем все возможное прямо сейчас! Пока сеем зерна, потом они дадут плоды…
Я всегда хочу привезти на родину все интересное, что вижу по миру. Сделать дома что-то подобное. Так и появилась идея «Тужей». Хотел также спасти свою деревню, здесь было совсем печально. Теперь все изменилось вокруг – общение с яркими талантливыми гостями, стихия творчества, обмен впечатлениями. И люди очень благодарны, для них все это ново и интересно, они впитывают эту атмосферу и способны на большее.
Вот уже 3 года, как это происходит. В мечтах - сделать мир лучше для всех. Смотрю на детишек, да и на взрослых людей, которые ходят с изумленными глазами, и думаю: «классно получается»!
Царская Охота. 2013 год.
Можно ли сказать, что Тужи – обучающий проект. Здесь много Ваших работ, которые показывают: «все вокруг может стать основой для фантазии, учИтесь видеть красоту – она повсюду». А этому можно научить? И кто научил Вас?
Даши Намдаков: Если предки делают много добра, Бог за это одаряет ребенка талантами. Я обладатель многих талантов. Это не хвастовство, а благодарность Богу. Я только вложил в это свой огромный труд. Чтобы воспользоваться всем, что дано, приходится очень много работать. В какой-то момент я подумал, зачем я сам и все, кто рядом со мной, загнаны в такой ад труда? А потом смотришь, какую радость это приносит людям и понимаешь – все правильно, стоило потратить силы, чтобы получить такой результат.
Природа, конечно, наградила, папа с мамой. Папа был уникальным как Леонардо да Винчи, как Кулибин. Умелец и изобретатель, столько всего сделал, будучи необразованным, но очень одаренным человеком… Потом были учителя, сначала я попал к скульптору Геннадию Георгиевичу Васильеву в мастерскую, помню, испытал такое потрясение! Это он отправил меня учиться. Оказался в Красноярске. Тогда все казалось, не там учусь, надо в Москве, в Питере! А время прошло, и понял, учился-то я именно там, где надо. У меня был уникальный педагог Лев Николаевич Головницкий, грандиозный скульптор, а педагог еще лучше. Он забрал меня из института, дал мастерскую, занимался со мной отдельно и очень плотно. Он сказал: «Ты уникальный, и знаний тебе достаточно. Дальше тебя будут только портить. Иди и работай»! А дальше - жизнь…
«Тужи», конечно, проект обучающий, все здесь наглядно. Мы вон рулон сена поставили, и он стал элементом искусства. Его же до этого все сто раз видели. И не видели. А мы поставили, и открылось.
Вот это мне пришло поздно: есть те, кто изначально видит, а другим надо нарабатывать, нарабатывать. Природа всегда распределяет равномерно – художников много быть не может. Она (природа) наверно научилась выдерживать пропорцию! А вот людей, понимающих и чувствующих искусство надо воспитывать - это вопрос труда, обучения, образования. С этим в советское время было очень хорошо, а сейчас мы плывем самотеком. Мы же поколение потребителей. Это какое-то страшное состояние людей: «принесите нам и дайте»! С таким подходом можно и в пропасть улететь…
Автор фото: Сэсэг Санданова
Должид Хатан Эжи, 2021 год
Тужи задуман как большой проект с привлечением людей искусства всего мира. Как отбираете участников? Есть ли мечты привезти кого-то конкретного?
Даши Намдаков: Хотел бы привезти в Россию мировых художников, многих талантливых людей, с которыми я общался. Надеюсь, со временем границы будут расширяться. С другой стороны, прямо сейчас есть возможность заглянуть в себя. То, что здесь происходит, прекрасно. Приезжают молодые художники. Сейчас в союзе с МОММА получается классно. Они находят очень интересных людей, прекрасно ориентируются в процессе. А я работаю на своей ниве. Каждый должен заниматься своим делом. Главное, чтобы все это ложилось в нашу стихию. Сегодняшний результат - огромный труд большого количества единомышленников. И все, что приземляется здесь – общая заслуга.
И, конечно, все время бурлят мысли, мир-то огромен. Интересную идею, например, внес монгольский художник, которого я очень уважаю. Он предложил организовать симпозиум «Синий Ветер». Почему синий? Монголы рождаются с синим пятном на попе. Это пятно есть и у корейцев, и у хунгаров (венгров), потому что они тоже отсюда. Идея - объединить народы с синим пятном и заниматься искусством!
Китай интересен. Они потрясающе развивают искусство. Раньше, лет 15 назад, картина была совсем другая! Меня тогда приглашали и обещали построить под меня даже не мастерскую, а институт! Я уже думал согласиться. Но тут в одной мастерской, куда меня привезли с почетом, увидел отливки своих скульптур в бронзе, которые лежали уже готовые! Китайцы, а это были педагоги, спрашивают меня: «Похоже же»? Они даже не понимали, что это некорректно. И я сказал: ребята, давайте закроем тему…
Прошло больше десятка лет, и сейчас у них столько музеев, художников, выставок! Китайцы подняли экономику страны и не забыли про искусство, оно сегодня на очень высоком уровне.
Вы работаете очень широко: создаете скульптуры, трудитесь над фильмами (например, были художником фильма «Монгол» о Чингиз хане, очень мощного с точки зрения художественного ряда. Вы занимаетесь проектом на берегу Байкала, создаете убранство буддийского храма в Туве и станции метро в Москве, занимаетесь арт парком Тужи, который открыли в 2021 году. Откуда черпаете силы? Что дает вдохновение?
Даши Намдаков: Люди разные, одни каждую работу могут выкристаллизовывать годами и кайфовать от этого. Я устроен иначе, мозг по-другому работает. Я очень активный, езжу по миру, смотрю, запоминаю, коплю идеи, чтобы привезти домой. Передумываю, придумываю что-то все время... Вот качели, например, появились. Вижу, люди подходят посмотреть на скульптуры и отходят. А что сделать, чтобы они находились во взаимосвязи с арт объектом? Нужны качели! Они ни минуты не пустуют, все время люди в очередь становятся, чтобы соприкоснуться. Я задумал много вариантов. Из них выбрали и сделали один, а теперь, думаю, надо целый «Зверинец» качелей создавать! Когда был школьником, помню, увидел одну деревянную скульптуру, она называлась «Укрощение зверя» - мальчик сидит на коте. Мне очень понравилось! Видимо, так в подкорке и осталось - каждый укрощает своего зверя, пусть в виде качелей, и испытывает счастье…
Эти края особенные, они всегда были Местом Силы. Все это знают. Ламы, Шаманы, местные и туристы - все сюда едут. Хочется эти уникальные места сберечь, хочется, чтобы буряты, а это небольшой народ – 550 тысяч человек всего, сохранил свои традиции, язык. Якуты, тувинцы гораздо сильнее нас в этом смысле. А мы увлеклись науками, хотели быть образованными, но умудрились свой язык почти потерять…
У нас мультикультурная потрясающая страна, наш российский народ пережил трудные времена, и сейчас важно не упустить ничего, сохранить наследие больших и малых российских народов и их предков, ведь это очень обогащает общую культуру и нашу жизнь!
Фото Аркадий Иванов