Вера Колпакова Цветовое решение архитектурного объема. 2 курс. 1928/1929 Мастерская Густава Клуциса. Предоставлено Музеем МАРХИ
Масштабная выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма» открывается 6 марта в Центре Зотов
Выставочный проект по сути, исследование, представляющее историю уникального архитектурного направления. Эпоха конструктивизма связана со временем строительства нового мира, в ходе которого формировалась и последовательно создавалась модель «нового человека», — осознанного, физически и интеллектуально развитого. Архитекторы-конструктивисты, чей внутренний импульс совпал с социально-политическим запросом общества, стали проектировать и создавать условия для нового быта через эргономичные рабочие и личные пространства, где люди наконец могли бы счастливо жить и работать.
Яков Чернихов. Проект литопонного завода в городе Кутаиси. 1930. Предоставлено Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Принцип рациональной организации труда и досуга стал новаторским для своего времени и остается актуальным по сей день. Он также повлиял на утопичность многих грандиозных архитектурных проектов. Выставка позволяет рассмотреть в осуществленных и нереализованных идеях конструктивистов не только утилитарную, но и социальную функцию, направленную на улучшение реальной жизни людей.
В экспозицию вошли свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории московской архитектурной школы (МАРХИ), архиве Александра Родченко и Варвары Степановой, МИРА коллекции, частном собрании Романа Бабичева и других.
Александр Веснин, Виктор Веснин, С. Лященко. Проект здания Наркомтяжпрома. 1-й тур. Перспектива. 1934. Предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева
В фокусе выставки оказываются архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра также показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее раскрыть тему экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.
В одном пространстве собраны проекты знаменитых конструктивистов: братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого, Ильи Голосова, Александра Никольского, раньше и дольше всех применявших функциональный метод, заключавшийся в решении конкретных утилитарных задач нового советского государства. А также их учеников и единомышленников — Михаила Барща, Николая Соколова, Григория Симонова и др. Уникальные материалы из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств — редкие макеты 1920-х, созданные в мастерской Александра Никольского — специально отреставрированы к выставке. Впервые показан почти не известный широкой публике архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой — наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасного и комфортного нахождения в них.
Борис Иофан, Александр Баранский, Михаил Адрианов, Дмитрий Иофан, Давид Циперович, Вениамин Поляцкий, Семен Гельфельд, Юрий Зенкевич, Я.Попов. Павильон СССР на международной выставке. Всемирная выставка искусств и техники в Париже 1937 г. 1936. Предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Выставка поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап берет начало с зарождения и формирования конструктивизма с 1917 по 1928 годы: в стране преобладают гуманистические и модернистские устремления, пространственным выражением которых становится конструктивизм. Второй этап начинается со стартом Первой пятилетки в 1928 году и знаменует смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека на государство. В этот период архитектура конструктивизма уходит из реального пространства в виртуальное — становится фантомом, запертым в плоскости страниц периодической печати, архитектурных чертежей и роскошно оформленных фасадов.
Кураторы: Полина Стрельцова и Ирина Финская
Архитектура выставки: архитектурное бюро Treivas
Графический дизайн: Faro Studio
Выставочный проект организован при поддержке Транспортной группы FESCO.
«Работать и жить. Архитектура конструктивизма»
Центр Зотов
06.03. 2024 – 14.07. 2024