Проект победитель. Консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия)
17 февраля на пресс-конференции, прошедшей в Присутственных местах Казанского Кремля, были объявлены победители Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала. Победителем стал Консорциум под лидерством бюро «Ваухаус» (Москва, Россия), в который входят бюро Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия). Членами представительного жюри под председательством мэра Казани Ильсура Метшина был отмечен высокий архитектурный уровень всех проектов-участников конкурса.
Проект победитель. Консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия). Геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: «ледяными цветами» на озере Кабан. Зимой объем сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой места будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади. «Заостренность», устремленность — характерные черты Татарской культуры, архитектуры и искусства.
Финалисты создавали концепции с опорой на особенности места и глубинные потребности тех, кто здесь работает и живет. Важным решением в ходе подготовки конкурса стал «Тамашачы тамашасы» — спектакль в формате «театра горожан», где казанцы, непрофессиональные актеры, поделились со сцены своими ожиданиями о будущем театра. Архитектурная экскурсия, ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», вовлекающая экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных консультаций с представителями города Казани и коллектива театра — лишь некоторые из шагов на пути от начала работы консорциумов до презентации готовых концепций жюри.
Проект победитель. Консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия). Формы экстерьера и интерьеров вдохновлены самой Татарской душой: Острая/Закрытая снаружи и Мягкая/Гостеприимная внутри.
Инициаторами конкурса выступили Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им. Г.Камала. Конкурс проходил при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Оператором Конкурса выступила Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab». Куратором конкурса – продюсерская компания creeptone media.
Проект победитель. Консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия). Концепция освещения — зажечь теплое нутро фойе и постепенно растворить свет треугольными панелями фасада. Яркая орнаментальная отделка панелей в интерьере отсылает к традиционным татарским изделиям и создает теплую атмосферу. Фойе как «Городская Гостиная» визуально соединяет город и озеро. Входы со всех сторон здания создают маршруты движения посетителей, а также обеспечивают естественный свет и вентиляцию.
В жюри конкурса под председательством мэра Казани Ильсура Метшина вошло более 30 представителей мира архитектуры, городского развития, театрального искусства. Среди них: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.
Проект победитель. Консорциум под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия). Новое здание задумано как часть топографии места, как парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными и продолжающими существующее благоустройство набережных.
Ильсур Метшин, мэр города Казани, председатель жюри: Значение театра сложно переоценить не только для Казани, но и для всего татарского мира. Именно поэтому президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов поставил задачу подойти к реализации проекта нового здания театра с максималистских позиций. К проектированию всех территорий и объектов, имеющих для города особое значение, мы привлекаем международные силы - это становится традицией. Так, набережная озера Кабан в ее нынешнем виде - результат международного конкурса. И хотя на начальном этапе было немало скептиков, мы получили набережную, которая сейчас любима как казанцами, так и многочисленными гостями города. Такого же достойного результата мы ожидаем и от этого конкурса. Театр находится на озере Кабан, в самом сердце Казани. Очень важно, чтобы новое здание гармонично вплелось в контекст набережной озера Кабан и всей Старо-Татарской слободы, став ее достопримечательностью.
Ирада Аюпова, министр культуры Республики Татарстан: Театр Камала как наследник и хранитель традиций татарского театрального искусства известен и далеко за пределами татарского мира. На протяжении многих десятилетий он так же популярен и востребован русскоязычной аудиторией города Казани и других городов России, вызывает безусловный интерес представителей тюркоязычной цивилизации и любителей этнического искусства самых разных стран. Именно поэтому так важно, чтобы у театра появился новый современный дом.
Фарид Бикчантаев, главный режиссер Татарского государственного Академического театра им. Галиасгара Камала: В составе жюри много театральных деятелей, профессиональных архитекторов. За нами стоят зрители, актёры, режиссёры, жители города Казани и Республики Татарстан. Мы все вместе приняли непростое решение, потому что все проекты, которые были представлены, очень талантливы.
Наталия Фишман-Бекмамбетова, помощник президента Республики Татарстан, Сопредседатель Экспертного совета: Во-первых, я невероятно благодарна за эту возможность и искренне горжусь тем, из чего Казань сегодня выбирает. Когда Казань выбирает из настоящих мировых звёзд, мне кажется, это уже огромная победа в любом случае.Во-вторых, я горжусь тем, каких людей мы сумели собрать и вовлечь в этот процесс. Очень здорово, что это делается вместе с театром, вместе с казанскими профессионалами, вместе с казанскими краеведами. В-третьих, это готовность Казани и Татарстана, нашего Президента, реализовывать такие проекты. Готовность строить такое здание, готовность не просто создавать эффектный снаружи объект, а оснащать всем необходимым оборудованием, всеми процедурами, всеми процессами, которые нужны театру - это тоже большой шаг.
Дэвид Базульто, основатель Archdaily.com, член жюри: За последние годы Казань прошла уникальную архитектурную трансформацию, которая сильно повлияла и на качество общественных пространств, и на повседневную жизнь горожан. Сильная, открытая и конкурентная стратегия, ориентированная на будущее, сыграла важную роль в этих достижениях. Этот процесс требует больших усилий, но уже приносит свои плоды. Ведущие архитектурные бюро конкурируют за лучшие идеи, нанося Казань на карту мира современной архитектуры. Этот процесс продолжился в конкурсе на разработку проекта Театра Камала. Это реальная возможность сделать великолепную вещь, использовав лучшие практики. Я поздравляю всех, кто участвовал в организации этого конкурса, кто поверил в силу архитекторов. Это возможность выразить свои идеи, чтобы они стали реальностью.
Евгений Миронов, художественный руководитель Государственного театра наций, член жюри: Огромная работа велась полгода. Как к этому отнеслись организаторы, говорит о том, что все болеют по-настоящему, душой, чтобы театр получился лучшим. Мне нравится честная атмосфера конкурса, где каждый может высказаться. Здесь есть и актёры самого театра, и архитекторы, и историки ― представители очень разных сфер и слоёв. А сами концепции свидетельствуют о том, как участникам конкурса удалось буквально «вживиться» в фактуру жизни Татарстана, проникнуть в атомы идентичности, культуры, истории татар. Мы выбираем не на сегодняшний день, а выбираем на будущее. Сегодня мое чувство и мнение профессионалов совпали.
Чулпан Хаматова, актриса театра и кино, общественный деятель, Народная артистка России, член жюри: Я горжусь Казанью: тем, как организован конкурс, как всё работает как часы, как всё происходит деликатно и уважительно друг к другу и к участникам. Невозможно было представить 30 лет назад, когда я уезжала отсюда, что Казань будет магнитом лучших из лучших, что самые прогрессивные люди и компании будут конкурировать за идею театра. Не стадиона, военной базы, космодрома, а театра. Это счастье. Я завидую людям, которые будут работать в этом театре, по-настоящему, по-хорошему завидую.
Кэнго Кума, архитектор, Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), победитель: Мне очень понравилась программа данного проекта. Мне также очень нравится расположение, очень красивое озеро. Мы постарались создать проект в гармонии с озером, а также с казанской культурой и татарскими традициями. Мы постарались перевести татарскую традицию на современный архитектурный словарь и создать то, что может стать достойным памятником как этого места, так и татарской традиции. Я всем очень благодарен и с нетерпением жду личной встречи с вами в скором будущем.
Олег Шапиро, архитектор, сооснователь бюро Wowhaus, победитель: Спасибо за доверие. Нам будет очень интересно работать. Это только начало большого пути, надеюсь, в 2025 году мы встретимся на берегах озера, и все вместе откроем наш прекрасный театр. Это будет долгий, трудный, но счастливый путь. Спасибо за доверие, мы с нетерпением ждем начала работ.
Финалисты Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского Государственного Академического Театра им. Галиасгара Камала
2 место: Консорциум под лидерством Bespoke (Казань, Россия); «Асиф Хан» (Лондон, Англия); Charcoalblue (Лондон, Великобритания); AKTII (Лондон, Великобритания); Atelier Ten (Глазго, Великобритания)
3 место: Консорциум под лидерством «Метрополис» (Москва, Россия); Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия); «Мириада групп» (Казань, Россия)
4 место: Консорциум под лидерством «Мегабудка» (Москва, Россия); «Архитектурное бюро «Форм» (Москва, Россия); «ЗАРФ» (Казань, Россия)
5 место: Консорциум под лидерством «Персональная творческая мастерская Союза архитекторов Республики Татарстан архитектора Новикова Н.М.» (Казань, Республика Татарстан, Россия); Borgos Pieper (Барселона, Испания); Theatre Projects (Париж, Франция)
6 место: Консорциум под лидерством Творческое производственное объединение «ПРАЙД» (Москва, Россия); Zaha Hadid Architects (Лондон, Великобритания); Atelier Ten (Лондон, Великобритания); Theatre Projects (Лондон, Великобритания)
7 место: Консорциум под лидерством ООО АБ «Рождественка» (Москва, Россия); BURO SMART (Санкт-Петербург/Москва, Россия)
8 место: Консорциум под лидерством Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»(Казань, Россия); Shanghai DaPei Architectural Design Co., Ltd (Шанхай, Китай); «Диалог» (Казань, Россия)