Беседа с дизайнером, владельцем студии дизайна интерьера Lorenzio Тимофеем Пивником (Timofei Pivnik) который не понаслышке знаком с рынком дизайна Соединенных Штатов, уже несколько лет успешно работает с заказчиками за океаном. Мы расспросили его об опыте работы с иностранными клиентами и узнали о том, чем отличается подход компаний, создающих интерьерный дизайн в разных странах.
- Тимофей, расскажите, как давно вы знакомы с рынком дизайна интерьера в Штатах, и как это знакомство произошло.
- Впервые я приехал в США 8 лет назад. Тогда я только начинал заниматься дизайном интерьеров. Я не знал про американский стиль, и для меня это было что-то совершенно новое: США – совершенно другая страна по ту сторону океана со своей культурой и мировосприятием. Мне было очень интересно побывать в разных интерьерных салонах и посмотреть, чем они отличаются, чем отличается мебель и интерьеры в целом. Первое, что я отметил, это то, что американцы любят всё большое: если это торшер - то с огромным абажуром, если тумбочка - полуметровая, если кровать – то обязательно с огромным изголовьем. Во всём гигантомания.
- Есть какие-то особенности, которые отличают дизайн-студию США от российской?
- Дело в том, что дизайн интерьера в США существует давно. А в России это молодая профессия, которая только-только набирает обороты, а люди только начинают доверять этой профессии. В США принято доверять дизайнеру, как профессионалу, который получил специальное образование, получил специальную лицензию, без которой никто просто так не может заниматься этой работой. Это значит, что он знает, что делает и ему надо доверять. В России люди не так серьезно воспринимают профессию дизайнера и часто думают: «Я бы и сам мог все сделать». И даже когда заказывают, не хотят полностью доверяться дизайнеру – хотят сами участвовать, спорить, что-то выискивать, смотреть. Поэтому в России дизайнер должен показать образец, поехать с клиентом в магазин, показать фотореалистичные визуализации, чтобы убедить клиента, в том что будет действительно красиво. Американцам достаточно просто открыть альбом и сказать: «Напольное покрытие будет как здесь на фото», он ответит «Да, мне нравится, делаем такое!» и всё на этом.
- То есть в Штатах в этом плане намного проще взаимодействие с клиентом?
- Да. Также, как если мы идем к стоматологу, мы не рассказываем ему, как он должен нас лечить, правда? Так в Америке относятся и к дизайнеру: если нанимают профессионала, платят ему деньги, то склонны доверять тому что он делает.
- А состав проекта и порядок работы отличается? У нас от дизайнера ожидают целый перечень чертежей, 3D визуализации, планы помещений и развертки стен. Как принято в Америке: какой состав дизайн-проекта ожидает получить заказчик от дизайнера?
- Есть большая разница, из-за того, что весь американский рынок защищен лицензиями. В России от дизайнера требуется сделать чертежи сантехники, электрики, вентиляции и т. д. В США у простых дизайнеров-декораторов даже нет таких прав, проектирование коммуникаций разрешено только сертифицированным профильным специалистам, у которых есть на это лицензия. Затем перед стартом ремонта проект проверяет и согласовывает технический надзор, в том числе они проверяют наличие лицензий у участников проектирования. Только после того как проект прошел проверку, можно приступать к ремонту. И работать по проекту тоже должны только лицензированные рабочие. Например, перенести самостоятельно розетку у себя дома, ты не имеешь права, за самостоятельный перенос можно получить штраф.
- Выходит, что в Штатах дизайнер - это исключительно творческая профессия. В России, заключая договор со студией дизайна мы ожидаем получить в проекте и сам дизайн, и планы переноса стен, и планы электрики и сантехники.
- Да, в Соединенных Штатах дизайнер - это по большей части декоратор. Он подбирает цвета стен, делает подборку мебели, светильников, но не может быть проектировщиком, управлять строительством и готовить рабочую документацию. Для этого нужно иметь лицензию архитектора. Чтобы получить возможность делать дизайн-проекты в США недостаточно пройти недельные курсы дизайна, нужно закончить как минимум магистратуру. Даже при покупке мебели в магазине недостаточно сказать «я дизайнер», чтобы получить скидку или особые условия. Первое, что спросят – ваши документы, подтверждающие что у вас есть образование дизайнера.
- С чем приходится работать в США, любят ли американцы делать перепланировки как это часто принято у нас?
- Расскажу про Нью-Йорк, потому что этот рынок я знаю лучше всего. Здесь перепланировки делают очень редко из-за того, что почти все снимают жилье. Да и купить свою недвижимость здесь трудно, потому что здесь большинство домов строятся сразу как доходные дома для сдачи апартаментов в долгосрочную аренду. И владельцы этих домов не заинтересованы в том, чтобы продавать эти квартиры, да и многим это просто не по карману. Можно делать в съемной квартире ремонт, но делать перепланировку нельзя. Возможно, только если вы собственник.
- А если рассуждать про вкусы, заметили отличие между нашими странами? Например, любовь к определенной цветовой гамме и стилю.
- Да, есть такие отличия. Например американская квартира отличается отсутствием дверей и перегородок между прихожей, гостиной, кухней и столовой. Практически полностью отсутствуют декоративные орнаменты в отделке стен, обои клеят очень редко, обычно стены просто красят. Интерьер комнаты в американском стиле предполагает освещение, которое помогает разделить помещение на зоны. Очень важно большое количество света среднего уровня –используют комбинированный свет с помощью бра, настольных и напольных торшеров, различные подсветки, а не одну большую люстру посреди комнаты. Вся основная мебель находится по центру, а у стен располагаются тумбочки из массивного дерева. Для штор подбирают однотонную натуральную или смесовую ткань иногда с мелким геометрическим рисунком, характерен прямой незамысловатый крой. Пышные ламбрекены и рюши для окон в американском стиле не свойственны.
- Например, в России сейчас на пике скандинавский стиль, он также популярен и в США?
- По поводу скандинавского стиля, он популяризирован благодаря IKEA. Они провели хорошую рекламную кампанию. Они сумели сочетать низкие цены с высоким качеством дизайна. Благодаря Икеа скандинавский стиль стал распространен по всему миру. И в Нью-Йорке IKEA тоже популярна среди среднего класса.
- Когда вы с клиентом начинаете обсуждать проект, обсуждаете что он будет в каком-то конкретном стиле? Или клиенты как-то по-другому ставят задачу?
- Да, конечно мы обязательно обсуждаем стиль перед началом работы. Но предпочитаю обсуждать его на основе фотографий разных интерьеров. Потому что часто клиенты путаются в стилях и называют один, а могут иметь в виду совсем другой. Американцы любят простоту и комфорт: без лишней лепнины и обоев с вензелями. Они могут всё покрасить в один цвет – стены, потолок, двери и сделать весь дизайн за счет мебели и декора. Даже на Беверли Хиллз, если посмотреть дома знаменитостей, они очень простые. Стоят дорого, но выглядят достаточно просто.
- Есть тенденция использовать только экологичные решения в интерьере? В России все чаще люди стали обращать внимание на природные эко-материалы. Есть ли такое в США?
- Я думаю, что эта тенденция перебралась в Россию из Европы, где все заостряют внимание на раздельном сборе мусора, энергосберегающих технологиях. Американцы относятся к этому проще, не придают большого значения. Поэтому выбор в пользу мебели, где используются только чистые эко-материалы или обоев не содержащих вредных веществ – больше это относится к Европе.
- Получается очень разные ментальности, и отсюда и разные ожидания к дизайнеру и к дизайну в наших странах. Давайте подведем итог: что в каждом из подходов в России и США есть положительного?
- В России намного легче и дешевле сделать ремонт – это плюс. Никто не будет требовать лицензий и разрешений на ремонт в частной квартире. Но часто ремонт делается при помощи неквалифицированных работников из стран ближнего зарубежья. В США же труд рабочих оплачивается высоко, средняя зарплата разнорабочего 25 долларов в час. Здесь стоимость самих работ составит не меньше, чем покупка материалов и мебели. Но за то, при совершении технической ошибки, ответственность будет нести компания, делающая ремонт, и она понесет все расходы. Все чертежи проверяются и протоколируются. Все изменения есть в паспорте квартиры. И при покупке квартиры вы можете узнать, как в ней проходит проводка и коммуникации.
- А что бы хотелось изменить в России, глядя на США?
- Хотелось бы, чтобы в России клиенты больше доверяли дизайнерам и ценили их труд. Хочется чтобы дизайном интерьеров занимались действительно профессионалы и чтобы было меньше самоучек и просто любителей. Так как это сильно подрывает доверие к этой достойной профессии. Так же хочется чтобы в целом рос уровень культуры и вкуса у Российских клиентов. “Золотое” - это не всегда синоним красивому.