Архитекторы бюро Niko Architect под руководством Станислава Николаева построили в Подмосковье необычный дом с радиусными стенами, зеленой кровлей и удивительной взаимосвязью между внешним пространством и жилой средой. В основе футуристической архитектуры здания – концепция метаболизма, которая подразумевает взаимодействие природных биоритмов и внутренних состояний человека.
Работа над проектом заняла 3,5 года, в ней приняла участие большая команда: руководитель авторского коллектива Станислав Николаев, главный архитектор проекта Дмитрий Кулич, архитекторы Татьяна Осецкая и Александр Салов, дизайнеры интерьеров Дмитрий Климов и Дина Межевова.
Двухэтажный дом площадью 300 кв. м имеет форму подковы и утоплен в искусственно созданный ландшафт, который формирует своего рода барьер от соседних домов поселка. Со стороны дороги дом не видно, зато внутри между двумя крыльями образуется приватный двор с террасой, на него выведен весь фронт остекления – обтекаемой конфигурации панорамные безрамные молированные витражи. Они, как и пруд перед домом, поддерживают связь с ландшафтом, впускают природу внутрь. Дополнительную связь с внешней средой обеспечивают кровельные фонари, они ориентированы на движение солнца и добавляют интерьерам свободы, воздуха и тонкой игры светотени. Каркас здания выполнен из бетона, фасады оформлены силиконовой штукатуркой, их скульптурную форму подчеркивают декоративные элементы из гнутого металла. Инженерные коммуникации проложены в оболочке бетона, вентиляция выведена в фонарные окна, такое решение позволило обеспечить обдув стекла и исключить его запотевание.
Дом хотя и небольшой, но комфортный для проживания. Пространство организовано по принципу мягкого перетекания зон: округлые формы, тягучие линии, минимальное использование глухих перегородок отличают внутреннее пространство дома от большинства соседних домов.
На первом этаже находится общая зона с кухней, столовой и гостиной, которая в свою очередь также разделена на утопленную в пол диванную группу с камином и зону отдыха у панорамного окна. Гостиную от столовой отделяет перегородка с большим круглым проемом, сквозь который объем виден насквозь. Помимо гостевой части внизу также находится хозяйская спальня и ванная комната с круглыми стенами. Приватное и общественное крыло объединяет галерея, она обращена на внутренний двор и пруд и служит местом для экспозиции современного искусства. Второй уровень занимает гостевая спальня, кабинет, гардеробная и санузел. Все помещения имеют бионические формы. Этажи соединяет эффектная скульптурная лестница с каркасом из бетона и ступенями из древесины ореха.
Интерьер проектировался таким образом, чтобы человек постоянно ощущал себя частью природного окружения. Панорамные безрамные окна, бионические формы, проницаемые перегородки и минимум мебели создают комфортную среду для жизни и медитации.
«Вдохновением для нас послужил Дом-Раковина японского архитектора Котаро Иде, - рассказывает Станислав Николаев. – Мы переосмыслили его идею с точки зрения ландшафта и климата, но сохранили восточную ментальность и эстетику». Японская философия нашла отражение в контрастной цветовой палитре (инь-янь), солярной символике, аскетичном, точно выверенном декоре и организации пространства. В частности, диванной группы с подвесным камином: диваны выставлены в круг и, согласно японской традиции, утоплены в пол. Кресельная группа размещена возле окна и предназначена для созерцания природы. Восточную линию поддерживает роспись с изображением карпов на стене галереи первого этажа, а также искусство. Материалы выбраны простые, качественные и долговечные: мелкодисперсионная штукатурка с эффектом мягкого рассеивания света, тонкий керамогранит, половая доска из древесины тика и ореха. Пространство меблировано предметами топовых европейских брендов, светильники подобраны с учетом создания интересных световых эффектов. Важную роль играют предметы искусства: современные картины и скульптуры были привезены из галерей Голландии и также способствуют созданию созерцательного настроения.
Комплектация объекта
Разработка инженерного проекта, «Проектно-производственная фирма Александр Колубков»
Ландшафт, компания «Экопочва»
Строительные и отделочные материалы и изделия
Малированные витражные окна, световые фонари, изготовление компания «Стройинжсервис-3»
Силиконовая штукатурка Farbe
Входная дверь Oikos Venezia, межкомнатные двери Bluinterni
Камин Focus, модель Gyrofocus
Керамогранит Arch-Skin
Массивная доска и террасная доска, тик Coswick, поставщик «Паркетный двор»
Свет интерьерный Erco, Delta Light, Viabizzuno и ландшафтное освещение Erco, поставщик Light Space
Аксессуары, декор вазы Jolanta Izabela, скульптура Rene Rikkeman, Jenny Verplancke, Jacob Hordijk, картины Tashina Bell
Ковры Vanghent
Текстиль, поставщик Atelier Tati
Искусственные растения, поставщик Treez Collection
Сантехника Antonio Lupi, Cea, поставщик Alto Design
Мебель
Гостиная журнальный столик Poliform, кресла COR (модель Shrimp), столик Ceccotti
Столовая обеденный стол Baxter, стулья Walter Knoll
Кабинет письменный стол Cattelan Italia, стулья и кресла Giorgetti
Спальня кровать Poliform, прикроватные столики Flexform, кресла Ceccotti, кофейные столики Poliform
Гостевая спальня кровать Meridiani, прикроватные столики B&B Italia
Вся мебель – поставщик Dirk Studio
Оборудование
Электроустановочные изделия Lithoss, проект, поставка и монтаж Light Space
Фото: Сергей Ананьев, Василий Хуртин
Орфография и пунктуация авторов сохранена
«Зодчество» – главный архитектурный фестиваль страны, который в течение трех дней проходил в Гостином Дворе, продемонстрировал лучшие российские практики. Тему 32 «Зодчества» кураторы обозначили как «Прорыв»…
Основной сложностью было придумать технологию, как заливать бетон. Мы рассматривали несколько вариантов: от отливки формовки из пластика с последующей установкой лесов и заливкой бетоном мы отказались из-за большой дороговизны. Затем подумали об использовании 3D принтеров для печати бетона. Но в итоге выбрали старую проверенную судостроительную технологию: установили ребра жесткости, обложили их листами фанеры, начинили арматурой и залили бетоном. Трудно было выстроить первую гнутую стену, а дальше процесс стал понятным.