Владимир Жилинский, креативный директор и основатель Ландшафтной компании Jilinsky
За плечами ландшафтного дизайнера Владимира Жилинского более 20 реализованных проектов – прекрасных парков, стильных садов, живописных загородных ландшафтов с прудами, мостками и беседками. О себе, своем опыте и принципах работы Владимир Жилинский рассказывает в интервью порталу АрхРевю.
Профессия «ландшафтный дизайнер» по-прежнему остается чем-то загадочным. Где ее приобретают, как Вы пришли в эту профессию?
Владимир Жилинский: Я пришел в ландшафтный дизайн более 10 лет назад из архитектуры и интерьера. Перенес принципы архитектурного проектирования в ландшафты. По профессии я художник. Образование академическое, суммарно 20 лет учился – художественная школа, училище, институт. Монументальная декоративная живопись, которой я обучался в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, была тесно связана с архитектурой и интерьером. Сейчас монументальная декоративная живопись - это странная мертвая профессия. Когда-то в СССР художественные факультеты были заточены на монументальную пропаганду, и работы по этой профессии было хоть отбавляй. Но все изменилось вместе со страной. Преимуществом моего образования, помимо основ художественной профессии, была глубокая интегрированность в архитектуру и интерьер.
Больше 60% учебного времени мы чертили, проектировали интерьеры и фасадные решения. Мне это было очень близко - нравилось соприкосновение с архитектурой. Из института я ушел в интерьеры и архитектуру, а оттуда – в ландшафтное проектирование.
Можете ли Вы сформулировать основные задачи, которые решает ландшафтный архитектор?
Владимир Жилинский: Ландшафтный архитектор – это проектировщик и организатор пространства. Пространство - это прежде всего структура, характер, функционал, логика. Ведь растения, пруды и газоны – это только выразительные средства, с помощью которых ландшафт приобретает некий стиль и самобытность.
Когда я в первый раз прихожу к заказчику, всегда пытаюсь понять в первую очередь, нужен ли я в этой ситуации. Проектировать под диктовку бывает не просто сложно, а бессмысленно. Поэтому началу любой работы предшествует исследование, анализ участка, проясняются настроения, вкусы.
На этом этапе важно понять индивидуальные пожелания: если есть дети – нужна детская площадка, если есть мама – нужен огород, если есть друзья – нужна беседка, если есть аллергия – нужно все, кроме березы... А для того, чтобы правильно и стильно организовать пространство, учитывая все пожелания заказчика , как раз и нужен профессионал.
Через 2-3 недели я предоставляю первые эскизы ландшафта и общую стилистическую концепцию. На этапе обсуждения и пожеланий бывает по-разному. Если я уверен, что прав, а убедить заказчика невозможно, делаю эскиз с другого ракурса. И если уверен в правильности своего предложения, быстро не сдаюсь, борюсь за здравый смысл до последнего! Считаю это степенью ответственности перед своей профессией.
Мы подробно говорили о специфике вашей работы в предыдущих материалах, об оптимальном времени обращения к ландшафтному дизайнеру. Расскажите о процессе создания и реализации ландшафтного проекта
Владимир Жилинский: Есть потрясающие архитекторы, которые задумываются о ландшафте и обращении к ландшафтному дизайнеру на стадии проектирования дома. И тогда все происходит правильно и своим чередом. Работа всегда начинается с моего визита на место. После предоставления эскизных предложений и утверждения концепции оформления ландшафта я определяю заказчика с примерным бюджетом.
Пока клиент не ознакомлен с общей, приблизительной стоимостью проекта, к детализации дизайн-проекта я не приступаю. Если с общими цифрами с небольшими погрешностями заказчик согласен, начинаю готовить разделы дизайн-проекта, в который входит все: камень. брусчатка, бетон и растения, цветники и деревья, лестницы и подпорки, перемещение земляных масс и прочее. После этого считается смета.
Обычно проект состоит из 3 частей: концепция, дизайн проект и рабочий проект, если в нем есть нужда. Например, пруд на участке – здесь не обойтись без профессиональных чертежей – это очень специфическое рабочее проектирование. По времени весь этот процесс может занимать до полугода. А дальше начинаются работы, которые имеют сезонные ограничения. В общем, сад можно сделать и за год.
Каким образом вы осуществляете реализацию ландшафтного проекта?
Владимир Жилинский: В реализации проектов существует два пути. Первый – сделав проект, я осуществляю авторский надзор, а заказчик находит компанию-подрядчика. Второй путь: сделав проект, я беру подряд и привлекаю узкопрофильные специализированные компании, каждая из которых занимается своим направлением: посадкой растений, земельными работами, сооружением поливной системы, прокладкой освещения и т.д. К сожалению, хороших универсальных компаний нет.
Какой путь для Вас более привлекателен?
Владимир Жилинский: Я готов быть режиссером процесса и брать всю ответственность на себя. Это хлопотно и трудоемко, но логично в смысле персональной ответственности и удобства для заказчика. Ведь компаний подрядчиков много, а ответственность за проект должен нести кто-то один. И когда ломается поливная система или заболевает дерево, заказчик должен знать, к кому обращаться.