Реклама ООО «Виллерой и Бох»
Антон Кузьмин, управляющий маркетингом по брендам Villeroy & Boch и Gustavsberg в России и СНГ.
Бренд Villeroy & Boch сформировался постепенно, путем слияния двух компаний, одна из которых принадлежала семье Boch (Бох), другая семье Villeroy (Вилерой или Вилеруа). Обе семьи занимались производством посуды, когда решили объединиться в единое предприятие. Но первенство принадлежит компании Boch, основанной в 1748 году Франсуа Бохом, придворным сталелитейщиком, человеком известным и почтенным, носящим титул «королевский бомбардир», - рассказывает Антон Кузьмин, управляющий маркетингом по брендам Villeroy & Boch и Gustavsberg в России и СНГ.
Штаб-квартира компании Villeroy & Boch.
Занимаясь производством пушечных ядер для нужд постоянно воюющей французской армии, Франсуа Бох, примерный семьянин и отец 4-х детей решил отойти от беспокойной и политически опасной тематики и перейти на мирное производство. Он обратил свои взоры к производству посуды. В небольшой, тогда французской деревне Audun-le-Tiche (Оден Ле Тиш) Бох открывает небольшую семейную фарфоровую мануфактуру под своим именем. К тому моменту все сложилось особенно удачно – единственная дочь Франсуа выходит замуж за Пьера Валира, работающего на керамической фабрике в Саксонии. Такое удачное стечение обстоятельств и факт, что зять – специалист в тонкостях изготовления фарфора, решили успех дела. Известно, что в те далекие времена фарфор ассоциировался с Китаем, он был невероятно дорог и доступен только для знати и королевских семей.
За секретом глиносмешения, в результате которого производился фарфор, гонялись коммерсанты и даже ученые всего мира. Кстати, в России за формулой изготовления фарфора охотился сам Ломоносов. Итак, зять раскрыл секреты и тонкости составления заветной формулы, и Бох начал производить фарфор под собственной маркой. Повзрослев, трое сыновей берут уже состоявшееся предприятие в управление и распределяют между собой несколько направлений: один занимается поиском подходящего места для производства и в 1767 году открывает филиал отцовской мануфактуры в Люксембурге (Сhateau de Septfontaines)– центре Европы, точнее европейского рынка, великолепно расположенном в транспортном отношении, удобном для доставки товара в разные регионы через реки Саар, Мозель, Рейн. Кроме всего прочего здесь было достаточно лесов и воды для реализации мощного производства керамической продукции, чего не хватало отцовской мануфактуре.
Другие два брата решали не менее важную задачу, как стать признанными производителем качественных и при этом оправданных по цене товаров из фарфора. В регионе существовало около 300 крупных мануфактур, и это был вопрос выживания на рынке. В то время популярную продукцию постоянно копировали, даже используя логотипы оригинальных производств. Добиться позиции доступного и высококачественного производителя было непросто. Внедрение технологий стало приоритетной задачей на зарождающейся фабрике в Люксембурге. Наладив поставки сырья со всей Европы (Франция, Бельгия, Испания, Германия) они смогли повысить качество базовых материалов, а использование технических инноваций помогло удешевить производство. Количество работников на фабрике росло и в Люксембурге все уже понимали, о каком производстве идет речь, когда говорилось о «фабрике». Уже тогда эффективное управление компанией обеспечивало ее бурный рост.
В 1792 году, предвидя революционные настроения во Франции, братья разделяются: один остается во Франции, два других переезжают в Люксембург. В 1794 году Люксембург оккупируют французы и все производство гибнет. Ущерб составил полмиллиона франков – несметные деньги в те времена… Однако через 5 лет производство было полностью восстановлено, а в 1812 году Пьер Жозеф Бох основывает первый во Франции профсоюз – Гильдию Антониуса – фонд, из которого всем сотрудникам производства, отработавшим на нем, выплачиваются пособия по болезни и пенсии. (Сам Бисмарк, в конце Х1Х века разрабатывающий систему социальных законов, взял за основу те нормы и правила, которые установили в свое время братья Бох. В частности, обязательное страхование рабочих, бесплатные детские сады, госпитали, швейно-кулинарные школы и прочее…)
Не только дети, но и внуки основателя компании Бох вносят свою лепту в развитие бизнеса. Сын Жозефа, Жан-Франсуа Бох, которому едва исполнилось 27 лет, не дожидаясь, пока отец оставит ему в наследство долю в фабрике, самостоятельно покупает аббатство в местечке Метлах (население было всего 160 человек) – там и по сей день находится штаб-квартира компании Villeroy & Boch.
Монахи покинули аббатство – это был результат деятельности развернутой Наполеоном. Все здания были конфискованы, а затем проданы с аукциона. Жан-Франсуа стал следующим владельцем аббатства, и заплатил за это очень большие деньги его первому владельцу. Новое формирующееся производство носило поистине инновационный характер. Использовалась сила воды для механизации производства, кроме того, печь работала на угле. (Стоит отметить, что это было первое успешное применение печи на каменном угле для производства фарфора). На предприятии работало около 150 человек, их обучали представители других семейных производств. Введение инноваций в производство, постоянные эксперименты не давали Жану-Франсуа больших дивидендов и заставляли его искать другие способы заработать деньги, он начал торговлю вином. Это сблизило его с другим крупным промышленником в регионе с Николасом Виллеруа (или Виллерой). По счастливому совпадению семья Николаса так же занималась фарфором и фаянсом и имела патенты на виды обжига этих материалов. Так дружба молодых предпринимателей, а впоследствии брак между их ближайшими родственниками, привели к объединению активов компаний и образованию бренда Villeroy & Boch в 1837 году, которому суждено прославиться на мировом рынке.
Сложная геополитическая обстановка в регионе с начала XIX и по середину ХХ века, постоянно подбрасывала новые испытания для компании, которые в то же время становились стимулами к развитию. Высокие пошлины на ввоз продукции в Бельгию и Нидерланды привели семью Бох в 1841 году к необходимости открыть новое производство посуды в Бельгии. Продукция именно этого предприятия получил высокую награду на выставке в Париже 1855 года, что привлекло внимание королевских особ к продукции компании.
Бурное развитие бизнеса сопровождало компанию весь XIX век. Причиной тому было общее быстрое развитие старой Европы и Пруссии в частности, так например население Берлина в 1800 году было около 150 000 жителей, в 1860 – 450 000, а в 1900 уже 2 000 000 жителей. Сильное влияние на компанию оказало развивающие транспортное сообщение. В 1840х, когда наладились поставки продукции водным путем, в том числе на другие материки через собственный склад Манхейме, и в 1860х годах, когда через Метлах прошла железная дорога, соединяющая Трир и Саарбрюкен. Это давало возможность доставлять не только готовую продукцию из Метлаха во все страны мира, но и сырье на производство. С этого времени продукцию хорошо знали и в России.
Нельзя не упомянуть об интереснейшем факте, открывшем целое направление в деятельности компании. Рядом с аббатством в Метлахе, приобретенным семейством Бохов археологи обнаружили развалины римской виллы. Это неудивительно, ведь всего в сорока километрах севернее Метлаха, расположен старейший город Германии, Трир (нем. Trier, лат. Augusta Treverorum) — «Северный Рим»). Юджен Box не только принял участие в легендарных раскопках виллы, помог восстановлению античной мозаики, но и будучи пораженным красотой римской мозаики поставил себе цель, найти возможность украшать пол так же красиво, как это делали римляне (с помощью мозаики), но при этом оставаясь на доступном ценовом уровне. Так родилась Метлахская плитка.
Это стало еще одним мощным направлением деятельности компании. (Во время реставрации Большого театра в Москве, была использована метлахская плитка компания Villeroy и Box, которая была специально произведена по классической технологии, как и оригинал, прослуживший более ста лет).
Ассортимент компании в XIX веке постоянно прирастал новыми направлениями: терракота, хрусталь и даже печные трубы. Во всех случаях компания достигала успеха и эту продукцию сегодня можно встретить по всему миру.
Продолжение следует...